Рекомендации для родителей
«Играем летом»
Артикуляционная гимнастика.
Мобильное приложение «Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых» и др. из Google Play
Ютуб по запросу «артикуляционная гимнастика»
Развитие мелкой моторики.
Активизация речевой зоны в коре головного мозга стимулируется за счет развития мелкой моторики. В этом блоке мы уделим внимание массажу пальчиков, будем творить пальчиковые театры, лепить, рисовать красками, собирать мозаику, отрабатывать щипцовый захват и много всего интересного. Ребенок может делать это на улице, в ванной или дома вместе с родителями.
Нарезать цветную бумагу (лучше двустороннюю) на полоски.
Показать ребёнку, что её можно бросать.
Подкидывать вверх.
Лексика: «ух ты!», «ура!», «полетела!», «лети!», «кидай!».
Эмоционально, утрированно.
Используем любой пластичный материал: пластилин, тесто для лепки и т.п.
А также: мялки, сквиши.
Лексика – «Жми!».
Лепим, катаем в руках, жмём.
Учитываем сенсорные предпочтения и особенности малыша.
Песочек
Используем кинетический или обычный песок. Насыпаем в любую ёмкость.
Прячем под песком любые предметы, картинки. Начинаем поиски.
«Ищи!».
«Ищу!».
Можно ручками, можно использовать дополнительные инструменты.
- Жми! (нарушение обработки тактильной информации)
Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (любых подходящих) звуков. Пусть это будут звуки пузырьков, сжимания газеты, порванной бумаги.
Необходимо подготовить: сквиши, пластилин, тесто для лепки, аккумуляторы холода, любые сыпучие в контейнерах (орехи, макароны, рис), массажные мячики-ёжики, эспандеры и т.п.
Раскладываем перед ребёнком разные предметы. Даём инструкцию – «Жми!». Показываем, на что можно нажать. Показываем, что можно сжимать. Вместе приклеиваем крупы на тесто. Прижимаем крупы к пластилину. Жмём ногами на аккумуляторы.
При этом можно включить необходимые звуки на любом носителе или имитировать их самостоятельно.
Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.
На первоначальном этапе не следует требовать от ребёнка дифференциацию этих неречевых шумов, моментальное произнесение. Достаточно слушать и воспринимать их.
Развитие общей моторики или по-модному - занятия для мозжечковой стимуляции.
В этот блок будут включены веселые подвижные игры, которые детки очень, очень любят. Бегалки, прыгалки, лазалки - тут мы будем делать тело маневренным подвижным и ловким, а значит будем делать таким же мозг, что позволит ребенку быстрее заговорить, так как движение это речь!
Ребёнку необходимо включиться в деятельность через подражание.
Не настаиваем.
Не «пристаём».
Выполняем элементарные действия (складывание игрушек, приклеивание наклеек или картинок на липучках и т.д.).
Скрытая мотивация и побуждение ребёнка к действиям.
Скрытое воздействие на ребёнка через родителя.
Вступаем в любую коммуникацию с мамой. Выполняем элементарные совместные действия: передаём мяч друг другу, раскладываем сырые макароны по мискам, употребляем простую и понятную лексику (на, бери, вот, дай и т.п.), катаем машинки.
Прятки
Понадобятся игрушки.
А также: коробка, пакет, контейнер.
Прячем животных в разные ёмкости.
Создаём проблематичную ситуацию, что потерялись или спрятались все игрушки. Где они? Надо найти. Начинаем находить.
Скрытая мотивация и побуждение ребёнка к действиям.
- Ух ты! Ищи! (нарушение обработки тактильной информации)
Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (или любых подходящих) звуков. Например, сыплем крупную белую фасоль в пластиковый контейнер. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне, рассматривание ярких/спокойных иллюстраций, узоров, иллюзий, смешиванием красок, рисованием пальчиками, лопание пупырок или поп-ита, погружаем ручки в сенсорную коробку.
Необходимо подготовить: одеяло/простынь/подушку, большой контейнер с не очень мелкой крупой (пусть это будет окрашенная фасоль в разные цвета), картинки животных (цыпа, киса, тяпа, утя, беша, миша, зая), большое количество разноцветных перьев в другом контейнере.
Сначала погружаем голые ножки (стопы) в контейнер с фасолью. Вместе с ребёнком понимаем, что там спрятана ЧАСТЬ картинки - «Ух ты! Смотри, там кто-то есть! Спрятались! Ищи!». Ножки убираем, погружаем руки и находим картинки. Называем (педагог или ребёнок, или педагог совместно с ребёнком) или называем звукоподражания (беее, мяу, ав и т.п.).
После этого быстро сменяем тактильны ощущения с достаточно тяжелой и зыбкой фасоли на мягкие и лёгкие перья. Находим вторую часть картинок там. Проделываем все те же манипуляции с называем животных или звукоподражаний.
В конце занятия укрываем ребёнка тяжёлым одеялом или укладываем подушку, или даём щупать подушку. Делаем эмоциональную разрядку.
- Бутерброд (нарушение обработки проприоцептивной информации)
Организовываем и включаем ребёнка с помощью игры с перьями. Даём инструкцию - «Дуй!».
Ребёнок сдувает с руки/стола перья разного цвета. «Дуй на перо! Дуй на красное перо!» и т.п.
Необходимо также подготовить подушки, фотографии ребёнка. Одновременно будем отрабатывать собственное «Я» у ребёнка и указательный жест.
Между двумя подушками «прячем», «зажимаем» ребёнка. После этого делаем удивление на лице и говорим – «а где же Катя? Ааааа, вот Катя. Где Катя? Вот!» (показываем на фото, пальчиком ребёнок показывает на себя, помогаем при необходимости).
- Море волнуется… (нарушение обработки проприоцептивной информации)
Организовываем ребёнка с помощью звуков моря, видео моря, контейнера с водой. Можно использовать игрушку лодочки, кораблика и запускать его на воде. Если вы это делаете на берегу моря, реки – вообще отлично.
Необходимо также подготовить одеяло или гамак (или даже сухой бассейн подойдёт).
Необходимо уложить ребенка на простыни и раскачивать его. При этом произносить текст, усиливая звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхивать ребенка в простыне. А затем аккуратно опускать на мат или ковер (сначала опускаются ноги). В сухом бассейне можно забрасывать (легко) ребёнка шариками.
Такая игра позволяет ребенку не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения.
- Разные игры (нарушение обработки информации от вестибулярного аппарата)
Вестибулярные движения могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта: крытые батуты; водные трамплины (бассейн); качели; раскачивающиеся игрушки; самокаты; скейты; ролики; шведская стенка; большие терапевтические мячи;
Качание. Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону.
Вращение. Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели. Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус).
Танцы, прыжки на фитнес мяче, балансиры, батуты, тоннели, маты, катание на лошадях и т.п.
Прыжки на левой ноге, прыжки на правой ноге, ходьба по лестнице вверх и вниз.
Развитие слухового восприятия.
- Мобильные приложения «Развитие речи», «Запуск речи»
Тут мы будем работать над знакомством с неречевыми и речевыми звуками, повторять их, слышать ритм и пробовать воспроизводить. Это позволит развить речевую память, а, следовательно, запоминать и развивать речь.
Необходим настоящий будильник, звук на телефоне или аудио со звуком будильника.
Имитируем попутно звук.
«Дззз! Ззззз!».
Можно делать мелкие прыжки на месте.
Когда «будильник» звенит – прыгаем, когда перестаёт звенеть – не прыгаем.
- Буря (нарушение обработки слуховой информации)
Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных звуков водопада. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне.
Необходимо подготовить глубокую кастрюлю или таз, налить воду наполовину (до безопасного уровня), капнуть щадящую мыльную основу/жидкость.
С помощью трубочки большого диаметра, при этом дуя в нее, создать пену на поверхности воды. При этом – произносить, например, «буль-буль» (стимулировать ребёнка к звукоподражаниям и произнесению слов, влиять на его сенсорную слуховую систему), не отключать звук водопада или булькающей воды. «Ух ты! Пена! Это пена! Пена буль-буль! Вода буль-буль».
Затем пальцем сбиваем мыльные пузыри, экспрессивно произносим: «бах-бах!» (опять же - стимулируем ребёнка к звукоподражаниям и произнесению слов, влияем на его сенсорную слуховую систему).
Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.
По желанию и фантазии добавляем: - камешки, которые бросаем в таз и таким образом создаем звук «бульк» - имитируем (или включаем аудио) звук лодки, которая идёт по реке, например - делаем все необходимые звуки громко, тихо, чередуем силу звука.
- Море (нарушение обработки слуховой информации)
Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных звуков (шума) моря или океана. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне. Если говорим про море, то целесообразно будет использовать воду.
Необходимо подготовить шумовые коробочки, в которые можно насыпать песок, ракушки и т.п. Всё, что связано с морем, пляжем. Звуки коробочек должны сильно отличаться друг от друга.
На первоначальном этапе не следует требовать от ребёнка дифференциацию этих неречевых шумов. Достаточно слушать и воспринимать их.
Лексика: «Ух ты! Шумит! Шшш-шш». «Волны бьют – бух! Бах!». «Морская пена шипит – пшшш!». «Камешки в воде – буль!». «Корабль плывёт – уууууу!».
Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.
По желанию и фантазии добавляем: - ракушки или камешки с пляжа, которые бросаем в ёмкость с водой и таким образом создаем звук «бульк», - включаем звуки волн, моря, корабля, песка, перебирания ракушек, дельфинов, - делаем все необходимые звуки громко, тихо, чередуем силу звука. Завершить занятие можно кинетическим песочком.
- Салют (нарушение обработки зрительной информации)
Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (любых подходящих) звуков. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне, рассматривание ярких/спокойных иллюстраций, узоров, иллюзий, смешиванием красок, рисованием пальчиками.
Необходимо подготовить: звуки салюта, видео салюта, мигающее приспособление (есть такие, которые в розетку вставляются) цветную двустороннюю бумагу необходимых оттенков (в нашем случае ребёнку необходимо помочь «выйти из себя», поэтому бумага будет ярких цветов радуги).
Ножницами нарезаем полоски достаточно крупного размера, чтобы их было отчётливо видно в воздухе. Можно нарезать вместе с ребёнком (если это доступно с учетом его поведения и навыков).
Подкидываем вместе с ребёнком кучу нарезанной цветной бумаги и имитируем салют. При этом можно включить звуки салюта (на безопасной громкости), видео салюта (при необходимости), мигающее приспособление, выключить свет.
При этом произносим доступную ребёнку лексику (помним, что у нас неговоряшка): бух, бах, ура, лети, лови и т.д.
Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.
Обогащение словарного запаса.
Игры на развитие и обогащение словарного запаса ребенка. Уточним понимание новых слов, научим пользоваться этими словами в повседневной речи. Обучим отвечать на вопросы, задавать вопросы, идентифицировать эмоции и потребности, просить и выражать свои эмоции через слова. Одним словом, обучаться коммуникации через речь.
Элементарные просьбы через слова-действия.
«Дай!».
«На!».
Передаём из рук в руки предметы, которые интересны ребёнку. Предварительно можно дать возможно самому выбрать игрушки и предметы, которые малышу нравятся.
Представляем, что идёт дождик.
Можно использовать водичку в ёмкости, пипетку, пульверизатор и т.п.
Имитируем дождь и капли.
«Ой!».
«Кап-кап!».
Можно спрятаться вместе с ребёнком в палатку, под стол, под зонтик.