РУС БЕЛ ENG

Страничка дефектолога

Кабинет учителя-дефектолога

Сделать ярче мир «особого» ребёнка…

                                            Мир «особого» ребёнка надо полностью принять.

                                            Сердцем, нежными руками от невзгод запеленать.

                           И тогда объединятся: и особой детворы,

                                И мой, и твой, и наши многоцветные миры.

                                                                                                 Н.Н. Шабалина

 

    Работа учителя-дефектолога центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – это работа с «особыми» детьми. Мир, в котором живут «особые» дети, отличается от мира  обычных детей. Он не лучше и не хуже, он просто другой, со своими радостями и огорчениями, со своим восприятием окружающей действительности. И моя основная задача как учителя – сделать мир моих воспитанников комфортным, красочным, интересным, помочь пройти нелёгкий путь обучения, дать жизненно важные умения и навыки, разделить с ними радость совместного творчества, игры, познания.        

    Одним из условий решения этой задачи является правильно подобранная  предметно-развивающей среда, которая создана  в кабинете учителя-дефектолога. Работая над созданием пространства кабинета, я старалась организовать его таким образом, чтобы дети, приходя ко мне на занятия, попадали в атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта. Попыталась

построить предметную среду  с учётом особенностей восприятия ребёнком  мира, в котором ему интересно заниматься, играть, отдыхать.

    При построении развивающей среды были учтены следующие условия:

-соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-опора на личностно-ориентированную модель между взрослым и ребёнком;

-учёт потребностей каждого ребёнка;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

-привлекательность и эстетичность оформления.

    Для решения образовательных задач, направленных на всестороннее развитие детей, всё пространство кабинета разделено на зоны. Оборудование каждой зоны включает дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития и коррекции психических процессов детей с тяжёлыми множественными  нарушениями.

    Игровая зона обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и  содержит оснащение игровым материалом развивающего характера: игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки; дидактические игры «Оденем мишку», «Кто где живёт», «Мамы и дети», «Лото», «Вставь баночки», «Найди пару» и др.

    Сенсорная зона. Основная функция зоны – обеспечение  развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений. Она включает игры и пособия, способствующие развитию зрительно-слухового восприятия, тактильной чувствительности; дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений о форме, цвете, размере, величине, времени; материалы для развития обоняния, осязания, вкусовых рецепторов.

     Зона развития мелкой моторики. Основная функция зоны – развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, координация межанализаторных взаимодействий. Здесь представлены различные мягко набивные пособия: «Пирамидка», «Чудо-кубик», «Посади бабочку на цветок», «Цветочная полянка», «Забавные матрёшки»,  набор пособий с прищепками «Ёжик, солнышко, цветок» и др.

    Зона предметно-практической деятельности содержит оборудование, необходимое для формирования навыков рисования, аппликации, лепки: трафареты, карандаши, фломастеры, пластилин.

    Зона релаксации. Основная функция зоны – отдых, расслабление, накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений.

                                 От занятий мы устали

                                 Знать, давно не отдыхали

                                 На стуле можно покачаться,

                                 В общем, вдоволь расслабляться

                                 И как мягкие подушки наши мягкие игрушки.

Данная зона представлена пособиями «Сухой дождь», релаксационный стульчик-неваляшка, звенящими и пищащими игрушками-животными.

Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобной для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при её организации я учитывала  наиболее важное направление -  сохранение здоровья детей. С этой целью в  процессе проведения занятий мной активно используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, которая предполагает двигательную активность ребёнка во время всего занятия, снятие статического напряжения с мышц спины, психической утомляемости, режим смены динамических поз, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, утомления.  Для реализации этих задач в кабинете разработаны и используются пособия, изготовленные своими руками: «Экологическое панно», «Пуговичный тренажёр для ног», «Сенсорные тесёмки», «Сигнальные метки», «Зрительные ориентиры».

С особыми детьми работать непросто. На первый взгляд, они  - безобидные, наивные, но каждый – со своим характером. Каждый из них проходит свой длинный и сложный путь развития. И очень важно нам, педагогам, стать частью их жизненного пространства, дать почувствовать, что они многое могут. И хочется верить, что создавая для этого условия, мы делаем ярче мир «особенных» детей.

 

свернуть

Веселые упражнения для дошкольников  на развитие межполушарных связей

Веселые упражнения для дошкольников

 на развитие межполушарных связей

Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, улучшают речевые и двигательные навыки.

Рекомендации по выполнению кинезиологических упражнений:

- Занятия можно проводить в любое время;

- Систематичность выполнения;

- Постепенное увеличение темпа и скорости;

- Требуется точное выполнение движений и приемов;

- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 10 - 15 минут в день;

- Упражнения можно проводить в различном порядке.

Примеры кинезиологических упражнений

«Колечко».

Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.  

«Ладонь - кулак - ребро».

Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

«Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется. Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.

«Зеркальное рисование».

Начинаем рисовать с линий, точек. Потом можно учить рисовать круги, овалы, волнистые линии. В данном процессе важно, чтобы задействованы были обе руки одновременно.

Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания взаимосвязи между отделами мозга. У дошкольников улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, общая и мелкая моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность к произвольному контролю. Эти упражнения дают накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом.

 

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!!!

свернуть

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

  • Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  • Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  • Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  • Словосочетания нужно повторять несколько раз;
  • К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Чего делать нельзя:

Недопустимо требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. Нельзя давать слишком много речевого материала.

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. Речевой фон должен быть ясным, чистым и понятным ребенку;

Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;

Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук.

 

 

свернуть

Играем на каникулах

Рекомендации для родителей

«Играем летом»

 

Артикуляционная гимнастика.

Мобильное приложение «Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых» и др. из Google Play

Ютуб по запросу «артикуляционная гимнастика»

Развитие мелкой моторики.

Активизация речевой зоны в коре головного мозга стимулируется за счет развития мелкой моторики.  В этом блоке мы уделим внимание массажу пальчиков, будем творить пальчиковые театры, лепить, рисовать красками, собирать мозаику, отрабатывать щипцовый захват и много всего интересного. Ребенок может делать это на улице, в ванной или дома вместе с родителями.

  • Бумага

Нарезать цветную бумагу (лучше двустороннюю) на полоски.

Показать ребёнку, что её можно бросать.

Подкидывать вверх.

Лексика: «ух ты!», «ура!», «полетела!», «лети!», «кидай!».

Эмоционально, утрированно.

 

  • Жми!

Используем любой пластичный материал: пластилин, тесто для лепки и т.п.

А также: мялки, сквиши.

Лексика – «Жми!».

Лепим, катаем в руках, жмём.

Учитываем сенсорные предпочтения и особенности малыша.

Песочек

Используем кинетический или обычный песок. Насыпаем в любую ёмкость.

Прячем под песком любые предметы, картинки. Начинаем поиски.

«Ищи!».

«Ищу!».

Можно ручками, можно использовать дополнительные инструменты.

 

  • Жми! (нарушение обработки тактильной информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (любых подходящих) звуков. Пусть это будут звуки пузырьков, сжимания газеты, порванной бумаги.

Необходимо подготовить: сквиши, пластилин, тесто для лепки, аккумуляторы холода, любые сыпучие в контейнерах (орехи, макароны, рис), массажные мячики-ёжики, эспандеры и т.п.

Раскладываем перед ребёнком разные предметы. Даём инструкцию – «Жми!». Показываем, на что можно нажать. Показываем, что можно сжимать. Вместе приклеиваем крупы на тесто. Прижимаем крупы к пластилину. Жмём ногами на аккумуляторы.

При этом можно включить необходимые звуки на любом носителе или имитировать их самостоятельно.

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

На первоначальном этапе не следует требовать от ребёнка дифференциацию этих неречевых шумов, моментальное произнесение. Достаточно слушать и воспринимать их.

 

 

Развитие общей моторики или по-модному - занятия для мозжечковой стимуляции.

В этот блок будут включены веселые подвижные игры, которые детки очень, очень любят. Бегалки, прыгалки, лазалки - тут мы будем делать тело маневренным подвижным и ловким, а значит будем делать таким же мозг, что позволит ребенку быстрее заговорить, так как движение это речь!

  • Повторялки

Ребёнку необходимо включиться в деятельность через подражание.

Не настаиваем.

Не «пристаём».

Выполняем элементарные действия (складывание игрушек, приклеивание наклеек или картинок на липучках и т.д.).

Скрытая мотивация и побуждение ребёнка к действиям.

 

  • Через маму

Скрытое воздействие на ребёнка через родителя.

Вступаем в любую коммуникацию с мамой. Выполняем элементарные совместные действия: передаём мяч друг другу, раскладываем сырые макароны по мискам, употребляем простую и понятную лексику (на, бери, вот, дай и т.п.), катаем машинки.

Прятки

Понадобятся игрушки.

А также: коробка, пакет, контейнер.

Прячем животных в разные ёмкости.

Создаём проблематичную ситуацию, что потерялись или спрятались все игрушки. Где они? Надо найти. Начинаем находить.

Скрытая мотивация и побуждение ребёнка к действиям.

 

  • Ух ты! Ищи! (нарушение обработки тактильной информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (или любых подходящих) звуков. Например, сыплем крупную белую фасоль в пластиковый контейнер. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне, рассматривание ярких/спокойных иллюстраций, узоров, иллюзий, смешиванием красок, рисованием пальчиками, лопание пупырок или поп-ита, погружаем ручки в сенсорную коробку.

Необходимо подготовить: одеяло/простынь/подушку, большой контейнер с не очень мелкой крупой (пусть это будет окрашенная фасоль в разные цвета), картинки животных (цыпа, киса, тяпа, утя, беша, миша, зая), большое количество разноцветных перьев в другом контейнере.

Сначала погружаем голые ножки (стопы) в контейнер с фасолью. Вместе с ребёнком понимаем, что там спрятана ЧАСТЬ картинки - «Ух ты! Смотри, там кто-то есть! Спрятались! Ищи!». Ножки убираем, погружаем руки и находим картинки. Называем (педагог или ребёнок, или педагог совместно с ребёнком) или называем звукоподражания (беее, мяу, ав и т.п.).

После этого быстро сменяем тактильны ощущения с достаточно тяжелой и зыбкой фасоли на мягкие и лёгкие перья. Находим вторую часть картинок там. Проделываем все те же манипуляции с называем животных или звукоподражаний.

В конце занятия укрываем ребёнка тяжёлым одеялом или укладываем подушку, или даём щупать подушку. Делаем эмоциональную разрядку.

  • Бутерброд (нарушение обработки проприоцептивной информации)

Организовываем и включаем ребёнка с помощью игры с перьями. Даём инструкцию - «Дуй!».

Ребёнок сдувает с руки/стола перья разного цвета. «Дуй на перо! Дуй на красное перо!» и т.п.

Необходимо также подготовить подушки, фотографии ребёнка. Одновременно будем отрабатывать собственное «Я» у ребёнка и указательный жест.

Между двумя подушками «прячем», «зажимаем» ребёнка. После этого делаем удивление на лице и говорим – «а где же Катя? Ааааа, вот Катя. Где Катя? Вот!» (показываем на фото, пальчиком ребёнок показывает на себя, помогаем при необходимости).

  • Море волнуется… (нарушение обработки проприоцептивной информации)

Организовываем ребёнка с помощью звуков моря, видео моря, контейнера с водой. Можно использовать игрушку лодочки, кораблика и запускать его на воде. Если вы это делаете на берегу моря, реки – вообще отлично.

Необходимо также подготовить одеяло или гамак (или даже сухой бассейн подойдёт).

Необходимо уложить ребенка на простыни и раскачивать его. При этом произносить текст, усиливая звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхивать ребенка в простыне. А затем аккуратно опускать на мат или ковер (сначала опускаются ноги). В сухом бассейне можно забрасывать (легко) ребёнка шариками.

Такая игра позволяет ребенку не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения.

  • Разные игры (нарушение обработки информации от вестибулярного аппарата)

Вестибулярные движения могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:  крытые батуты;  водные трамплины (бассейн);  качели;  раскачивающиеся игрушки;  самокаты;  скейты;  ролики;  шведская стенка;  большие терапевтические мячи;

Качание. Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону.

Вращение. Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели. Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус).

Танцы, прыжки на фитнес мяче, балансиры, батуты, тоннели, маты, катание на лошадях и т.п.

Прыжки на левой ноге, прыжки на правой ноге, ходьба по лестнице вверх и вниз.

Развитие слухового восприятия.

  • Мобильные приложения «Развитие речи», «Запуск речи»

Тут мы будем работать над знакомством с неречевыми и речевыми звуками, повторять их, слышать ритм и пробовать воспроизводить. Это позволит развить речевую память, а, следовательно, запоминать и развивать речь.

  • Будильник

Необходим настоящий будильник, звук на телефоне или аудио со звуком будильника.

Имитируем попутно звук.

«Дззз! Ззззз!».

Можно делать мелкие прыжки на месте.

Когда «будильник» звенит – прыгаем, когда перестаёт звенеть – не прыгаем.

 

  • Буря (нарушение обработки слуховой информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных звуков водопада. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне.

Необходимо подготовить глубокую кастрюлю или таз, налить воду наполовину (до безопасного уровня), капнуть щадящую мыльную основу/жидкость.

С помощью трубочки большого диаметра, при этом дуя в нее, создать пену на поверхности воды. При этом – произносить, например, «буль-буль» (стимулировать ребёнка к звукоподражаниям и произнесению слов, влиять на его сенсорную слуховую систему), не отключать звук водопада или булькающей воды. «Ух ты! Пена! Это пена! Пена буль-буль! Вода буль-буль».

Затем пальцем сбиваем мыльные пузыри, экспрессивно произносим: «бах-бах!» (опять же - стимулируем ребёнка к звукоподражаниям и произнесению слов, влияем на его сенсорную слуховую систему).

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

По желанию и фантазии добавляем: - камешки, которые бросаем в таз и таким образом создаем звук «бульк» - имитируем (или включаем аудио) звук лодки, которая идёт по реке, например - делаем все необходимые звуки громко, тихо, чередуем силу звука.

  • Море (нарушение обработки слуховой информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных звуков (шума) моря или океана. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне. Если говорим про море, то целесообразно будет использовать воду.

Необходимо подготовить шумовые коробочки, в которые можно насыпать песок, ракушки и т.п. Всё, что связано с морем, пляжем. Звуки коробочек должны сильно отличаться друг от друга.

На первоначальном этапе не следует требовать от ребёнка дифференциацию этих неречевых шумов. Достаточно слушать и воспринимать их.

Лексика: «Ух ты! Шумит! Шшш-шш». «Волны бьют – бух! Бах!». «Морская пена шипит – пшшш!». «Камешки в воде – буль!». «Корабль плывёт – уууууу!».

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

По желанию и фантазии добавляем: - ракушки или камешки с пляжа, которые бросаем в ёмкость с водой и таким образом создаем звук «бульк», - включаем звуки волн, моря, корабля, песка, перебирания ракушек, дельфинов, - делаем все необходимые звуки громко, тихо, чередуем силу звука. Завершить занятие можно кинетическим песочком.

  • Салют (нарушение обработки зрительной информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (любых подходящих) звуков. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне, рассматривание ярких/спокойных иллюстраций, узоров, иллюзий, смешиванием красок, рисованием пальчиками.

Необходимо подготовить: звуки салюта, видео салюта, мигающее приспособление (есть такие, которые в розетку вставляются) цветную двустороннюю бумагу необходимых оттенков (в нашем случае ребёнку необходимо помочь «выйти из себя», поэтому бумага будет ярких цветов радуги).

Ножницами нарезаем полоски достаточно крупного размера, чтобы их было отчётливо видно в воздухе. Можно нарезать вместе с ребёнком (если это доступно с учетом его поведения и навыков).

Подкидываем вместе с ребёнком кучу нарезанной цветной бумаги и имитируем салют. При этом можно включить звуки салюта (на безопасной громкости), видео салюта (при необходимости), мигающее приспособление, выключить свет.

При этом произносим доступную ребёнку лексику (помним, что у нас неговоряшка): бух, бах, ура, лети, лови и т.д.

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

 

Обогащение словарного запаса.

Игры на развитие и обогащение словарного запаса ребенка. Уточним понимание новых слов, научим пользоваться этими словами в повседневной речи. Обучим отвечать на вопросы, задавать вопросы, идентифицировать эмоции и потребности, просить и выражать свои эмоции через слова. Одним словом, обучаться коммуникации через речь.

  • Дай, на

Элементарные просьбы через слова-действия.

«Дай!».

«На!».

Передаём из рук в руки предметы, которые интересны ребёнку. Предварительно можно дать возможно самому выбрать игрушки и предметы, которые малышу нравятся.

 

  • Кап и кап

Представляем, что идёт дождик.

Можно использовать водичку в ёмкости, пипетку, пульверизатор и т.п.

Имитируем дождь и капли.

«Ой!».

«Кап-кап!».

Можно спрятаться вместе с ребёнком в палатку, под стол, под зонтик.

свернуть

Визуальное расписание как средство альтернативной коммуникации

Визуальное расписание как средство альтернативной коммуникации

Для некоторых детей с особенностями психофизического развития затруднен контакт с окружающими их людьми. Поэтому одна из важнейших задач в работе с данной категорией детей состоит в обучении их доступной системе коммуникации для дальнейшей социализации в общество. 

В мировой практике успешно используется дополнительная и альтернативная коммуникация.

Одним из наиболее эффективных средств  альтернативной коммуникации является визуальное расписание. Визуальное – значит относящееся к непосредственному зрительному восприятию. Визуальное расписание - это своеобразный детский ежедневник. Оно позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить ребенку, учит переходить от одного задания к другому, помогает самостоятельно структурировать свою деятельность.

Как правило, визуальное расписание применяется для детей с аутизмом, но стоит заметить, что оно подойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей.

Визуальное расписание бывает нескольких видов:

  1. Расписание из предметов
  2. Расписание из рисунков или фотографий
  3. Письменное расписание

Как сделать визуальное расписание для ребенка?

Прежде всего необходимо для себя определить конечную цель обучения: используя визуальное расписание, ребенок сможет самостоятельно осуществлять необходимую деятельность без словесных комментариев и дополнительных подсказок взрослых.

Шаги по созданию визуального расписания

  1. Определите формат расписания

Расписание из предметов 

Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками. На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребёнку определённый предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера, а также должен символизировать определенное событие, действие.

Например:

  • Умываться- зубная паста, щетка
  • Играть на улице – ведерко с совком.
  • Рисование - карандаш.
  • Обед - ложка.
  • Игры - машинка, кубик или кукла.

На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку.

 

Ребенок из первой ячейки слева берёт предмет, который будет использовать во время занятия, и выполняет задание. Возвращать предмет можно по-разному: можно отработанные предметы класть в пустой контейнер для завершенных дел. Обучающийся берёт предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.

Расписание из рисунков или фотографий

Этот вид расписания подойдет, если ваш ребенок правильно соотносит предметы и их изображения. Прежде чем его вводить, сфотографируйте небольшие по размеру предметы и регулярно сортируйте их. Ребенок должен безошибочно соотносить предмет с фотографией.

Рисунки или фотографии, отображающие последовательность событий, можно крепить в вертикальный либо горизонтальный ряд на ленте липучке или при помощи магнитов в специально отведенном месте.

Расписание с рисунками или фотографиями может выглядеть следующим образом:

 

 

Сверху крепятся рисунки или фотографии, используемые в расписании. Снизу расположена лента с расписанием. На полосе посередине — 2 рисунка: «телевизор» и «ноутбук». В расписании введена карточка «перемена». Ребенку нравится смотреть мультфильмы и, когда наступает перемена, он крепит эту карточку на полосе, а вместо нее на нижнюю полоску вешает рисунок или фотографию «телевизора» или» ноутбука».                                                                          

Справа висит пластиковая коробка, в которую ребенок кладет рисунки или фотографии с выполненными заданиями.

 Сам процесс происходит следующим образом: ребенок подходит к расписанию, смотрит, что изображено на первой карточке-рисунке, снимает ее и идет выполнять задание.

Также можно использовать небольшую папку формата А5 с файлами или тонкий альбом для фотографий. На каждой странице альбома размещается картинка-символ задания, которое ребенку нужно выполнить.

 

 

При этом, даже вводя изначально короткие расписания, в дальнейшем вы можете постепенно усложнять задачу и добавлять новые пункты.

Письменные расписания 

Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

 

 

 

 

 

 

Вы можете сделать парные карточки со словами. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

Как начать вводить расписание?

Начать обучать ребенка использовать визуальное расписание стоит с планшета «сначала (сейчас) – потом», который можно сделать из твердой папки, фанеры, пластиковой доски и т.д. и наклеить на него следующую картинку:

 

 

На пустые клеточки приклейте липучку и вторую часть липучки приклейте с обратной стороны карточек. Покажите ребенку планшет со словами: сначала будем заниматься, потом – есть печенье (называйте свои варианты). После проведенного занятия, снова дайте ребенку планшет со словами: «я позанимался, теперь буду есть печенье.

 

 

Планшет поможет научиться следовать инструкциям. Ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Освоив "сначала - потом" и постепенно вводя в качестве поощрения социальную похвалу, можно переходить к более сложным визуальным конструкциям, например, осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: приём пищи, самостоятельное одевание - раздевание, поход на прогулку, навык самостоятельной игры и др.

  1. Определите длину расписания

Оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием, составленным на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

  1. Учите пользоваться расписанием

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием. Для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

  1. Отслеживайте, что делает ваш ребенок

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

  1. Вносите изменения в расписание по необходимости

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Где разместить расписание? Расписание из предметов лучше расположить на специальной полочке с ячейками. Расписание с картинками –

повесить на свободной стене. Папку или тетрадь с

расписанием нужно хранить в строго определенном месте, чтобы ребёнок четко знал, где она находится. Также важно, чтобы рядом не было ничего, что может отвлечь ребенка.

Визуальные расписания имеют много преимуществ. Ученые высказывают предположение, что визуальные расписания важнее использовать дома, чем в образовательных учреждениях. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка, его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Что такое мнемотехника?

Что такое мнемотехника?

 

ЦКРОиР

 

 

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

 

 

 

Учитель-дефектолог:

Нечай Н.В.

 

 

май 2022

Мнемотехника, или мнемоника – это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация – образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти. Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми – так даже лучше.

Использование мнемотехники.

Три основных эффективных приёма.

«Метод историй».

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

*не требует предварительной подготовки;

*тренирует креативность, это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Метод «Цепочка».

Суть данной техники запоминания – соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении

нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

*быстрота запоминания;

*можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что, забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.

Метод «Дворец памяти».

Суть данного приёма мнемотехники – создание в воображении пространства с опорными образами.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Преимущества метода:

*можно запоминать большие объёмы информации;

*запоминание происходит достаточно быстро, при повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение №1.

«Ассоциативная нелепая связь».

Пожалуй, самое популярное и забавное упражнение среди мнемотехник. Суть его кроется в самом названии:

во-первых, мы говорим об ассоциациях, являющихся наиболее мощным двигателем памяти;

во-вторых, прилагательное «нелепый» говорит о том, что ассоциации, придуманные нами, должны иметь характер шуточных, нереальных.

В каких ситуациях можно применять данную технику? На самом деле, в очень многих. К примеру, у вас целый список из мест, в которые вам нужно заехать, в частности: магазин детского питания, дача друга, зоомагазин, фитнес-центр, тренинг по скорочтению, наконец, дом. И как бы не запутаться во всех этих делах и не забыть какое-нибудь место. Для этого можно использовать упражнение нелепых ассоциаций.

Представьте сначала, как ребенок ест большой ложкой что-то вкусное, но это происходит на веранде той самой дачи вашего друга, затем появляется собака, символизирующая зоомагазин, которая неожиданно оказывается на беговой дорожке (ассоциация с фитнес-центром), как вдруг после пробежки она начинает быстро читать книгу «Маленькая хозяйка большого дома», и последнее слово названия этого произведения приведет вас в финальный пункт назначения среди ваших планов.

Секрет данного упражнения заключается в том, что мы используем свойство нелепости. Человеческая память часто настроена на то, чтобы запомнить именно неловкие, неуклюжие моменты (возможно, вы помните, как упали или поскользнулись где-то, либо как ваш друг смешно отвечал у доски, перепутав последовательность слов).

 

Упражнение №2.

«Приемы для последовательностей».

Всем известна фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которую мы часто применяем при воспоминании о последовательности цветового спектра радуги. На самом деле, эта фраза – яркий пример мнемотехники, но далеко не единственный, причем вы можете составлять такие последовательности сами, развивая также и свое воображение. Другими примерами здесь служат запоминание месяцев с 30 и 31 днями по костяшкам кистей, обращение к стишку про Ивана при перечислении падежей («Иван родил девчонку, велел тащить пеленку») и т.д.

В частности, чтобы запомнить расположение планет солнечный системы, собственно, от самого Солнца по удаленности, обучаемый прибегает к нехитрой фразе, которую несложно запомнить: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты!». Неслучайно в этой фразе каждое слово начинается с заглавной буквы – так мы легче запоминаем планеты, зашифрованные по их первым буквам, т.е. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Единственное, что нужно помнить, это то, что первым идет именно Меркурий.

Пример запоминания информации.

Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов: влажные салфетки, зубная паста, шампунь, голландский сыр, мандарины, томатная паста, растительное масло, кетчуп, зеленый горошек, грецкие орехи.

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка. А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

Представляем пачку влажных салфеток. Представляем тюбик зубной пасты. Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты. Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов. Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте. Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.

 

Упражнение №3

Как создавать дворец памяти.

Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.

Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти. Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.

Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.

Вот как это выглядит практически:

Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить. Например, q – кочан капусты, CU – авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.

Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську 

свернуть

О сенсорной интеграции

 О сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.

Часто родители спрашивают, что такое сенсорная интеграция. Если ответить простым языком, максимально понятно, то сенсорика – это наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Сенсорная интеграция – это умение складывать воедино сигналы органов чувств. На первый взгляд кажется, что это не так уж и важно. Но … Попробуйте с завязанными глазами и закрытыми ушами войти в незнакомую комнату и попытаться в ней двигаться. Придется сильно напрячься, чтобы не разбить себе лоб. А если в таких условиях попросить приготовить несложное блюдо или научиться чему-то? Легко ли будет? А если в добавок еще и назовут ленивым, глупым, неловким.

Нарушение сенсорной интеграции – это нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом часто скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления н капризы ребенка. Ребенок закрывает уши руками в шумном месте, не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики, боится ходить по ступенькам, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Часто можно услышать, что вы избаловали своего ребенка, строже надо воспитывать! Но на самом деле эти дети живут в мире, который не ощущают в полной мере. Сигналы от сенсорных анализаторов поступают (если нет поломки на этом этапе), но мозг по какой-то причине не может адекватно обработать эту информацию и выдать адекватный моторный ответ. Ваш ребенок не ленивый, не глупый. Он действительно не может быть другим, пока тело и мозг не «подружатся».

Нарушение сенсорной интеграции – это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. Задача сенсорной интеграции – научить мозг ребенка адекватно обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Признаки нарушения сенсорной интеграции:

  • Нарушение обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторые виды музыки (или музыку вообще), тембры голоса, мамино пение, часто закрывают уши руками или голову подушкой, или наоборот, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, растеряны в таких местах

 

  • Нарушение обработки зрительной информации: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать через препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающие предметы.
  • Нарушение тактильного восприятия: не любят дети играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежда, например, водолазки, свитера с горлом, не терпят ходьбы босиком. Может отмечаться снижение болевой и температурной чувствительности.

 

  • Моторные, вестибулярные дисфункции: ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т.к. чувствует себя неустойчиво. У детей отмечается сложность концентрации внимания, особенно если окружающая среда насыщена раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, виды деятельности, активности очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты – избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т.п.).

 

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь могут преувеличивать или, наоборот, недооценивать проблему.

Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию), на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.М

свернуть

Что такое аутизм?

2 апреля  - Всемирный день распространения информации 

о проблеме аутизма

 

Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар, что было отмечено в послании Генерального секретаря ООН в 2008 году.

В резолюции Генеральной Ассамблеи уделено внимание, прежде всего, проблеме аутизма у детей, выражается обеспокоенность высокой долей детей, страдающих аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

Резолюция рекомендует принимать все меры для информирования общества, в том числе семей, о проблеме детей, страдающих аутизмом.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие
нарушения развития головного мозга и
характеризующееся выраженным и всесторонним
дефицитом социального взаимодействия и общения, а
также ограниченными интересами и повторяющимися
действиями. Все указанные признаки проявляются в
возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых
отмечаются более мягкие признаки и симптомы,
относят к расстройствам аутистического спектра.
Причины аутизма тесно связаны с генами,
влияющими на созревание синаптических связей в
головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и
в настоящий момент неясно, что больше влияет на
возникновение расстройств аутистического спектра:
взаимодействие множества генов, либо редко
возникающие мутации. В редких случаях
обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с
воздействием веществ, вызывающих врождённые
дефекты. Другие предполагаемые причины спорны, в
частности, не получено каких-либо научных
доказательств гипотезы, связывающей аутизм с
вакцинацией детей.
По данным сайта http://www.autismspeaks.org
аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём
у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно
в 4 раза чаще, чем у девочек. Число людей, у которых

обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов,
отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике;
пока неясно, повысилась ли реальная
распространённость расстройства.
При аутизме отмечены изменения во многих
участках мозга, но как именно они развиваются —
неясно. Обычно родители замечают признаки
расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка.
Несмотря на то, что при раннем поведенческом и
когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в
обретении навыков самопомощи, социальных
взаимодействий и общения, в настоящий момент
неизвестны методы, способные полностью излечить от
аутизма. Немногим детям удаётся перейти к
самостоятельной жизни по достижении
совершеннолетия, однако некоторые добиваются
успеха, более того, возникла своеобразная культура
аутичных людей, ряд представителей, которой
занимается поисками лекарства, другие же считают, что
аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние,
чем болезнь. Классифицирующийся как заболевание
нервной системы, аутизм проявляется, прежде всего, в
задержке развития и нежелании идти на контакт с
окружающими. Это состояние чаще всего формируется
у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого
заболевания не всегда проявляются физиологически, но

наблюдение за поведением и реакциями ребёнка
позволяет распознать это нарушение, развивающееся
примерно у 1-6 детей на тысячу.
Причины аутизма не выявлены до конца.

свернуть