ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЦКРОиР
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЦКРОиР
ДНИ ЗДОРОВЬЯ
21 января |
День профилактики гриппа и ОРЗ. |
18 февраля |
День профилактики инфекций, передающихся половым путём. |
1 марта |
Международный день борьбы с наркотиками. |
24 марта |
Всемирный день борьбы с туберкулёзом. |
2 апреля |
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. |
7 апреля |
Всемирный день здоровья. |
21 апреля |
День профилактики болезней сердца. |
25 апреля |
Всемирный день борьбы с малярией. |
1 мая |
Международный «Астма-день». |
5 мая |
Всемирный день гигиены рук. |
15 мая |
Международный день семьи. |
20 мая |
Всемирный день заболеваний щитовидной железы. |
31 мая |
Всемирный день без табака. |
14 июня |
Всемирный день донора крови. |
7 июля |
День профилактики алкоголизма. |
21 июля |
День профилактики стоматологических заболеваний. |
28 июля |
Всемирный день борьбы с гепатитом. |
18 августа |
День здорового питания. |
10 сентября |
Всемирный день предотвращения самоубийств. |
15 сентября |
День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения. |
28 сентября |
Всемирный день борьбы против бешенства. |
1 октября |
Международный день пожилых людей. |
10 октября |
Всемирный день психического здоровья. |
14 октября |
Республиканский день матери. |
15 октября |
Всемирный день чистых рук |
14 ноября |
Всемирный день борьбы против диабета. |
17 ноября |
Всемирный день не курения. Профилактика онкологических заболеваний. |
1 декабря |
Всемирный день борьбы против СПИД. |
15 декабря |
День профилактики травматизма. |
Инструкция по применению
УЧРЕЖДЕНИЯ-РАЗРАБОТЧИКИ: ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования», РУП «Научно-практический центр гигиены»
АВТОРЫ: канд. мед. наук, доц. Е.О. Гузик, канд. мед. наук, доц. Н.А. Гресь, канд. мед. наук В.А. Зайцев, О.Л. Сидукова, И.В. Мащенко
Минск 2016
Настоящая инструкция по применению (далее — инструкция) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся путем формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования (далее — УО) и в домашних условиях. Реализация представленного комплекса методов профилактики заболеваний основана на межведомственном взаимодействии медицинских работников со всеми участниками образовательного процесса (педагогическими работниками, обучающимися, законными представителями несовершеннолетних учащихся) и другими заинтересованными лицами и организациями.
Инструкция предназначена для врачей-гигиенистов, врачей-педиатров оказывающих медицинскую помощь учащимся в УО.
Область применения: гигиена, педиатрия.
Уровень внедрения: центры гигиены и эпидемиологии; организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь обучающимся в учреждениях общего среднего образования (школы, гимназии).
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, РЕАКТИВОВ, СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ
Приобретение дополнительного оборудования не требуется: УО имеют основные материально-технические средства для реализации мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ:
Профилактика заболеваний у учащихся в период обучения.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ
Отсутствуют.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В ситуации высокого объема учебных и внеучебных нагрузок, интенсификации процесса обучения и дефицита времени для усвоения информации в сочетании с нерациональным питанием, гипокинезией, уменьшением продолжительности сна и прогулок, распространением рисковых (протестных) форм поведения (курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность) необходимо формирование мотивации к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающая среда — это система профилактических мероприятий и оздоровительных технологий, учитывающая комплекс факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе обучения.
Основные принципы создания здоровьесберегающей среды:
- комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий;
- непрерывность профилактических и оздоровительных мероприятий;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех нуждающихся;
- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, простых и доступных технологий;
- интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс УО;
- формирование положительной мотивации у учащихся, законных представителей обучающихся, медицинского персонала и педагогов к профилактическим и оздоровительным мероприятиям;
- соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических требований, регламентирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Уровни деятельности по здоровьесбережению
При создании здоровьесберегающей среды в УО должен использоваться структурированный подход к профилактическим мероприятиям среди всех участников образовательного процесса, предусматривающий следующий уровни:
1. Популяционный уровень — направлен на всех участников образовательного процесса и предусматривает минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска, непосредственно связанных с поведением и образом жизни учащихся. Популяционный уровень предусматривает:
- создание благоприятных санитарно-гигиенических условий;
- подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения;
- активное вовлечение в деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения законных представителей;
- обучение учащихся вопросам профилактики заболеваний и сохранения здоровья;
- обучение и привлечение старшеклассников по принципу «равный обучает равного» для работы как среди сверстников, так и среди учащихся младших классов.
Вопросы профилактики заболеваний освещаются:
- в рамках уроков биологии, физической культуры и здоровья, основ безопасной жизнедеятельности;
- на отдельных тематических уроках других общеобразовательных предметов;
- на общих мероприятиях (дни здоровья, конкурсы, викторины и др.);
- демонстрацией роликов, бегущей строки, информационных стендов и др. в рекреационных помещениях и холлах учреждения образования;
- могут использоваться другие формы работы, направленные на профилактику заболеваний и сохранение здоровья учащихся.
2. Групповой уровень — направлен на учащихся (или других участников образовательного процесса) групп риска, имеющих нарушения здоровья и/или факторов, его формирующих, и предусматривает проведение среди них профилактических и оздоровительных мероприятий. С учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторах его формирующих разрабатываются соответствующие программы коррекции.
3. Индивидуальный уровень — предусматривает персонализированный подход к устранению негативного влияния внешнесредовых факторов и коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья учащегося при активном вовлечении родителей.
Технологии создания здоровьесберегающей среды в УО
- оптимизация санитарно-гигиенических условий в УО;
- организация и обеспечение здоровьесохраняющего образовательного процесса и режима занятий;
- обеспечение рационального и сбалансированного питания обучающихся в УО;
- активное использование всех форм физического воспитания (основное, дополнительное, самостоятельное);
- обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса;
- интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий и оздоровительных мероприятий, программ образования в сфере здоровья;
- формирование здорового образа жизни учащихся, гигиеническое обучение и воспитание;
- обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации;
- организация работы по укреплению здоровья педагогов и других специалистов УО;
- обучение педагогических кадров вопросам охраны здоровья детей.
Задачи участников формирования единой системы мероприятий здоровьесбережения
Задачи медицинского работника:
- анализ состояния здоровья учащихся и факторов его формирующих;
- работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;
- профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
- совместно с администрацией разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;
- совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в УО санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Задачи администрации:
- организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации;
- организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения;
- создание в УО инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности;
- обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.
Задачи учителя и воспитателя:
- выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению;
- индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
- включение вопросов профилактики заболеваний в материал уроков;
- создание благоприятного психологического климата в классе;
- формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;
- обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены;
- взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
Задачи законных представителей несовершеннолетних обучающихся:
- создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
- позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
- обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
- формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
- взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся
- поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.
Задачи обучающихся:
- систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;
- формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;
- самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;
- выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Для реализации в УО здоровьесберегающих мероприятий необходимым является формирование команды единомышленников из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учащихся, медицинских, законных представителей обучающихся). В своей деятельности команда взаимодействует со всеми заинтересованными лицами, вышестоящими организациями, общественными объединениями и другими структурами.
Этап 1. Оценка ситуации и выявление приоритетных проблем, определяющих формирование здоровья учащихся
Для выявления приоритетных проблем в состоянии здоровья учащихся, а также факторов, негативно влияющих на здоровье в процессе обучения, медицинским работником совместно с администрацией УО, специалистами центра гигиены и эпидемиологии, а также другими заинтересованными лицами анализируется состояние здоровья и гигиеническая оценка внутришкольной и домашней среды обитания в соответствии с инструкцией по применению «Модель интегрированной системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья детей школьного возраста с использованием методологии оценки риска» (рег. № 016-1112 от 12.12.2012).
С учетом возможностей центра гигиены и эпидемиологии, территориальной организации здравоохранения, а также УО определяется алгоритм комплексного медико-гигиенического исследования состояния здоровья учащихся и факторов, его формирующих, с определением сроков и ответственных за его проведение при этом должно предусматриваться следующее:
а) комплексная оценка образовательной среды с определением приоритетных факторов риска, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование здоровья учащихся;
б) анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения;
в) выделение «групп риска» учащихся, требующих проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;
г) определение приоритетных фактов риска, формирующих здоровье учащихся.
Итогом выполнения данного этапа является подготовка «Отчета о результатах комплексного динамического медико-гигиенического исследования состояния здоровья учащихся и факторах, его формирующих».
Оценка состояния здоровья учащихся и выявление приоритетных факторов риска используется для определения неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье учащихся и обоснования управленческих решений по здоровьесбережению.
Этап 2. Разработка плана мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и обеспечение оптимального роста и развития учащихся
План мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в УО основывается на результатах оценки ситуации с состоянием здоровья и факторов, его формирующих, в конкретном учреждении и должен предусматривать применение как общих, так и целевых технологий здоровьесбережения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. В плане мероприятий целесообразно предусмотреть следующие графы: наименование мероприятий; определение ответственных за проведение коррекционных мероприятий, указание срока проведения, предполагаемые результаты, отметка о выполнении. Образец рабочего плана коррекционных медико-гигиенических мероприятий, направленных на первичную профилактику развития функциональных отклонений и заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, представлен в приложении.
В плане целесообразно предусмотреть следующие разделы мероприятий по обеспечению здоровьесбережения:
- общие организационные мероприятия в УО;
- оптимизация санитарно-гигиенических условий в УО: оборудование учебных помещений и рекреаций; воздушно-тепловой режим, двигательный режим, организация образовательного процесса, питания и др.;
- целевые мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленные особенностями организации образовательного процесса: профилактика нарушений осанки и зрения; психологическая помощь детям с повышенным уровнем тревожности.
Этап 3. Реализация в УО мероприятий, направленных на охрану здоровья
Для внедрения разработанного плана мероприятий, направленного на первичную профилактику функциональных отклонений и заболеваний у учащихся на индивидуальном и групповом уровне в образовательный процесс, целесообразно наличие приказа руководителя учреждения образования по внедрению.
Основные направления организации работы с педагогами:
а) обеспечение педагогического персонала техническими нормативно-правовыми актами, определяющими порядок соблюдения санитарно-гигиенических требований, учебной и научной литературой по здоровьесбережению;
б) подготовка методических материалов и памяток по целевым технологиям здоровьесбережения в УО и в домашних условиях;
в) рассмотрение вопросов первичной профилактики заболеваний на педагогических советах и методических совещаниях;
г) повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения;
д) обобщение имеющегося в УО положительного опыта здоровьесьережения.
Основные направления организации работы с законными представителями обучающихся:
а) информирование на родительских собраниях и в индивидуальной беседе о состоянии здоровья учащихся и факторах, его формирующих;
б) подготовка информации на сайт УО о состоянии здоровья учащихся и факторах, его формирующих;
в) подготовка памяток по здоровьесбережению в домашних условиях;
г) активное вовлечение родителей или других законных представителей в деятельность по здоровьесбережению в УО (участие в днях здоровья и других мероприятиях).
Основные направления организации работы с учащимися
а) выделение наиболее значимых факторов мотивации
(негативное влияние ухудшения здоровья на внешность подростка, его спортивные достижения, ограничение при выборе профессии, затруднение контактов с окружающими и т. д.);
б) создание условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками и основанных на обсуждении и анализе различных позиций; «ненавязывание» готовых оценок и нормативов;
в) формирование навыков ставить задачи, выполнять намеченное, уметь сотрудничать с другими лицами и т. д.;
г) использование интерактивных форм работы:
- самостоятельная творческая деятельность учащихся (поручение учащимся роли ведущих, организаторов работы, разработчиков и исполнителей проекта и др.);
- игры (ролевые, ситуационные);
Этап 4. Организация самоаудита и мониторинг эффективности здоровьесбережения в УО
Оценка эффективности организованной системы здоровьесберегающих мероприятий в УО проводится один раз в году с целью:
- определения соответствия разработанного плана коррекционных мероприятий фактическому его выполнению;
- оценки влияния сформированной среды на динамику показателей здоровья и академическую успеваемость;
- определения порядка и последовательности дальнейших действий по здоровьесбережению.
Процесс создания здоровьесберегающей среды в УО должен базироваться на известном организационном принципе «непрерывного совершенствования», поскольку сделать ее «безупречной» изначально невозможно. По итогам самоаудита готовится мотивированное заключение с оценкой результатов деятельности по здоровьесбережаению с определением задач на следующий год, учитывая выявленные проблемы.
Лебедь Н.И., воспитатель, руководитель службы здоровья
Федоняк Т.И., медицинская сестра, руководитель медицинского сектора
Герасимович Г.В., педагог-психолог, руководитель психологического и социального сектора
Мазалевская А.И., воспитатель, руководитель образовательно-валеологического сектора
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Проведение инструктажей по правилам безопасного поведения |
1 урок каждой четверти, перед мероприятиями в течение года |
учителя, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования |
|
Проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий |
согласно плану |
учителя, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования |
|
Оформление тематических выставок художественной литературы по формированию здорового образа жизни у обучающихся |
в течение года |
Бирук Д.Г., библиотекарь |
|
Организация оздоровительных экскурсий, походов |
в течение года |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, учителя, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования |
|
Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам педагогического общения |
в течение года |
Сак Т.А., педагог-психолог, Герасимович Г.В., педагог-психолог |
|
Проведение на учебных, воспитательных, коррекционных занятиях упражнений для осанки, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся |
постоянно |
учителя, воспитатели 5-10 классов, учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования |
|
Разработка памяток, вестников для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов по формированию здорового образа жизни |
в течение года
|
медработники |
|
Организация обучения учащихся на дому по медицинским показаниям |
в течение года |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД
|
|
Поддержание в учреждении надлежащих санитарно-гигиенических условий |
постоянно |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, Лукьянчук М.П., врач, Бандюкевич Н.Н., медицинская сестра |
|
Соблюдение воздушного и светового режима в учреждении |
постоянно |
учителя, воспитатели 5-10 классов, учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования |
|
Обеспечение соблюдения правил безопасности в учреждении |
постоянно |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |
|
Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения |
постоянно |
Писарук В.В., заведующий хозяйством |
|
Контроль за состоянием охраны труда в и документации по техники безопасности в учреждении образования |
согласно годовому плану |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, Гаврош О.М. |
|
Осуществление контроля за выполнением требований к построению образовательного процесса с учетом сохранения и развития психического, социального, физического здоровья детей |
согласно годовому плану |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |
|
Учет посещаемости обучающимися занятий |
в течение года |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, учителя, воспитатели 5-10 классов, учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования |
|
Организация питания учащихся
|
в течение года |
администрация, совет по питанию, бракеражная комиссия |
|
Проведение подвижных игр на свежем воздухе |
постоянно |
воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования |
|
Проведение профилактических мероприятий по гигиене и предупреждению заболеваний |
в течение года |
медработники |
|
Рейды: -по проверке внешнего вида обучающихся; -по выполнению обучающимися режима дня; -проверка наличия фликеров и т.д. |
согласно плану 1 раз в четверть |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |
|
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на учебных, коррекционных занятиях, режима проветривания кабинетов на переменах |
постоянно |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |
|
Контроль за соблюдением режима дня обучающимися |
постоянно |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |
|
Организация работы объединений по интересам |
в течение года
|
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |
|
Контроль за прохождением медосмотров трудовым коллективом учреждения |
в течение года |
Русецкая Е.Г., директор, Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, медицинские работники |
|
Проведение работы с родителями по профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ через родительские собрания, родительский клуб «Общение», лектории, индивидуальные встречи, проведение «круглых столов» со специалистами и др. |
в течение года |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, Бобровская Л.А., воспитатель
|
|
Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях |
согласно плану |
воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования |
|
Организация повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся |
в течение года |
медработники |
|
Проведение профилактических мероприятий, приуроченных к датам Международного календаря: Дню борьбы с наркотиками (1 марта) и Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня), Всемирному Дню трезвости (3 октября), Всемирному дню без табака (31 мая). Всемирному дню некурения (3-й четверг ноября), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря), |
согласно плану работы |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования |
|
Оформление листков здоровья в классных журналах |
сентябрь 2023 январь 2024 |
учителя 5-10 классов |
|
Мониторинг состояния здоровья обучающихся |
в течение года |
медработники |
|
Проведение весенней и осенней антинаркотической акции “Миссия – жить!” |
ноябрь, март |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, Герасимович Г.В. педагог-психолог |
|
Обновление информации на стенде «Медицинский уголок» |
1 раз в месяц, по мере необходимости |
медработники |
|
Организация летней оздоровительной кампании |
июнь-август |
Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД |