РУС БЕЛ ENG

Служба здоровья

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЦКРОиР

 

ДНИ ЗДОРОВЬЯ 

 

21 января 

День профилактики гриппа и ОРЗ. 

18 февраля 

День профилактики инфекций, передающихся половым путём. 

1 марта 

Международный день борьбы с наркотиками. 

24 марта 

Всемирный день борьбы с туберкулёзом. 

2 апреля 

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. 

7 апреля 

Всемирный день здоровья. 

21 апреля 

День профилактики болезней сердца. 

25 апреля 

Всемирный день борьбы с малярией. 

1 мая 

Международный «Астма-день». 

5 мая 

Всемирный день гигиены рук. 

15 мая 

Международный день семьи. 

20 мая 

Всемирный день заболеваний щитовидной железы. 

31 мая 

Всемирный день без табака. 

14 июня 

Всемирный день донора крови. 

7 июля 

День профилактики алкоголизма. 

21 июля 

День профилактики стоматологических заболеваний. 

28 июля 

Всемирный день борьбы с гепатитом. 

18 августа 

День здорового питания. 

10 сентября 

Всемирный день предотвращения самоубийств. 

15 сентября 

День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения. 

28 сентября 

Всемирный день борьбы против бешенства. 

1 октября 

Международный день пожилых людей. 

10 октября 

Всемирный день психического здоровья. 

14 октября 

Республиканский день матери. 

15 октября 

Всемирный день чистых рук 

14 ноября 

Всемирный день борьбы против диабета. 

17 ноября 

Всемирный день не курения. Профилактика онкологических заболеваний. 

1 декабря 

Всемирный день борьбы против СПИД. 

15 декабря 

День профилактики травматизма. 

Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях образования

Инструкция по применению

УЧРЕЖДЕНИЯ-РАЗРАБОТЧИКИ: ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования», РУП «Научно-практический центр гигиены»

АВТОРЫ: канд. мед. наук, доц. Е.О. Гузик, канд. мед. наук, доц. Н.А. Гресь, канд. мед. наук В.А. Зайцев, О.Л. Сидукова, И.В. Мащенко

Минск 2016

Настоящая инструкция по применению (далее — инструкция) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся путем формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования (далее — УО) и в домашних условиях. Реализация представленного комплекса методов профилактики заболеваний основана на межведомственном взаимодействии медицинских работников со всеми участниками образовательного процесса (педагогическими работниками, обучающимися, законными представителями несовершеннолетних учащихся) и другими заинтересованными лицами и организациями.

Инструкция предназначена для врачей-гигиенистов, врачей-педиатров оказывающих медицинскую помощь учащимся в УО.

Область применения: гигиена, педиатрия.

Уровень внедрения: центры гигиены и эпидемиологии; организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь обучающимся в учреждениях общего среднего образования (школы, гимназии).

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, РЕАКТИВОВ, СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

Приобретение дополнительного оборудования не требуется: УО имеют основные материально-технические средства для реализации мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ:

Профилактика заболеваний у учащихся в период обучения.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Отсутствуют.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ситуации высокого объема учебных и внеучебных нагрузок, интенсификации процесса обучения и дефицита времени для усвоения информации в сочетании с нерациональным питанием, гипокинезией, уменьшением продолжительности сна и прогулок, распространением рисковых (протестных) форм поведения (курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность) необходимо формирование мотивации к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающая среда — это система профилактических мероприятий и оздоровительных технологий, учитывающая комплекс  факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе обучения.

Основные принципы создания здоровьесберегающей среды:

- комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий;

- непрерывность профилактических и оздоровительных мероприятий;

- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех нуждающихся;

- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, простых и доступных технологий;

- интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс УО;

- формирование положительной мотивации у учащихся, законных представителей обучающихся, медицинского персонала и педагогов к профилактическим и оздоровительным мероприятиям;

- соблюдение в учреждении санитарно-гигиенических требований, регламентирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Уровни деятельности по здоровьесбережению

При создании здоровьесберегающей среды в УО должен использоваться структурированный подход к профилактическим мероприятиям среди всех участников образовательного процесса, предусматривающий следующий уровни:

1. Популяционный уровень — направлен на всех участников образовательного процесса и предусматривает минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска, непосредственно связанных с поведением и образом жизни учащихся. Популяционный уровень предусматривает:

- создание благоприятных санитарно-гигиенических условий;

- подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения;

- активное вовлечение в деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения законных представителей;

- обучение учащихся вопросам профилактики заболеваний и сохранения здоровья;

- обучение и привлечение старшеклассников по принципу «равный обучает равного» для работы как среди сверстников, так и среди учащихся младших классов.

Вопросы профилактики заболеваний освещаются:

- в рамках уроков биологии,  физической культуры и здоровья, основ безопасной жизнедеятельности;

- на отдельных тематических уроках других общеобразовательных предметов; 

- на общих мероприятиях (дни здоровья, конкурсы, викторины и др.);

- демонстрацией роликов, бегущей строки, информационных стендов и др. в рекреационных помещениях и холлах учреждения образования;

- могут использоваться другие формы работы, направленные на профилактику заболеваний и сохранение здоровья учащихся.

2. Групповой уровень — направлен на учащихся (или других участников образовательного процесса) групп риска, имеющих нарушения здоровья и/или факторов, его формирующих, и предусматривает проведение среди них профилактических и оздоровительных мероприятий. С учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторах его формирующих разрабатываются соответствующие программы коррекции.

3. Индивидуальный уровень — предусматривает персонализированный подход к устранению негативного влияния внешнесредовых факторов и коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья учащегося при активном вовлечении родителей.

Технологии создания здоровьесберегающей среды в УО

- оптимизация санитарно-гигиенических условий в УО;

- организация и обеспечение здоровьесохраняющего образовательного процесса и режима занятий;

- обеспечение рационального и сбалансированного питания обучающихся в УО;

- активное использование всех форм физического воспитания (основное, дополнительное,  самостоятельное);

- обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса;

- интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий и оздоровительных мероприятий, программ образования в сфере здоровья;

- формирование здорового образа жизни учащихся, гигиеническое обучение и воспитание;

- обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации;

- организация работы по укреплению здоровья педагогов и других специалистов УО;

- обучение педагогических кадров вопросам охраны здоровья детей.

Задачи участников формирования единой системы мероприятий здоровьесбережения

Задачи медицинского работника:

- анализ состояния здоровья учащихся и факторов его формирующих;

- работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;

- профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;

- совместно с администрацией разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;

- совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в УО санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Задачи  администрации:

- организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

- внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации;

- организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения;

- создание в УО инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности;

- обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.

Задачи учителя и воспитателя:

- выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению;

- индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

- включение вопросов профилактики заболеваний в материал уроков;

- создание благоприятного психологического климата в классе;

- формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;

- обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены;

- взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях;

Задачи законных представителей несовершеннолетних обучающихся:

- создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;

- позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;

- обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;

- формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;

- взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся

- поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.

Задачи обучающихся:

- систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;

- формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;

- самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;

- выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Для реализации в УО здоровьесберегающих мероприятий необходимым является формирование команды единомышленников из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учащихся, медицинских, законных представителей обучающихся). В своей деятельности команда взаимодействует со всеми заинтересованными лицами, вышестоящими организациями, общественными объединениями и другими структурами.

Этап 1. Оценка ситуации и выявление приоритетных проблем, определяющих формирование здоровья учащихся

Для выявления приоритетных проблем в состоянии здоровья учащихся, а также  факторов, негативно влияющих на здоровье в процессе обучения, медицинским работником совместно с администрацией УО, специалистами центра гигиены и эпидемиологии, а также другими заинтересованными лицами анализируется состояние здоровья и гигиеническая оценка внутришкольной и домашней среды обитания в соответствии с инструкцией по применению «Модель интегрированной системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья детей школьного возраста с использованием методологии оценки риска» (рег. № 016-1112 от 12.12.2012).

С учетом возможностей центра гигиены и эпидемиологии, территориальной организации здравоохранения, а также УО определяется алгоритм комплексного медико-гигиенического исследования состояния здоровья учащихся и факторов, его формирующих, с определением сроков и ответственных за его проведение при этом должно предусматриваться следующее:

а) комплексная оценка образовательной среды с определением приоритетных факторов риска, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование здоровья учащихся;

б) анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения;

в) выделение «групп риска» учащихся, требующих проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;

г) определение приоритетных фактов риска, формирующих здоровье учащихся.

Итогом выполнения данного этапа является подготовка «Отчета о результатах комплексного динамического медико-гигиенического исследования состояния здоровья учащихся и факторах, его формирующих».

Оценка состояния здоровья учащихся и выявление приоритетных факторов риска используется для определения неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье учащихся и обоснования управленческих решений по здоровьесбережению.

Этап 2. Разработка плана мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и обеспечение оптимального роста и развития учащихся

План мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в УО основывается на результатах оценки ситуации с состоянием здоровья и факторов, его формирующих, в конкретном учреждении и должен предусматривать применение как общих, так и целевых технологий здоровьесбережения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. В плане мероприятий целесообразно предусмотреть следующие графы: наименование мероприятий; определение ответственных за проведение коррекционных мероприятий, указание срока проведения, предполагаемые результаты, отметка о выполнении. Образец рабочего плана коррекционных медико-гигиенических мероприятий, направленных на первичную профилактику развития функциональных отклонений и заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, представлен в приложении.

В плане целесообразно предусмотреть следующие разделы мероприятий по обеспечению здоровьесбережения:

- общие организационные мероприятия в УО;

- оптимизация санитарно-гигиенических условий в УО: оборудование учебных помещений и рекреаций; воздушно-тепловой режим, двигательный режим, организация образовательного процесса, питания и др.;

- целевые мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленные особенностями организации образовательного процесса: профилактика нарушений осанки и зрения; психологическая помощь детям с повышенным уровнем  тревожности.

Этап 3. Реализация в УО мероприятий, направленных на охрану здоровья

Для внедрения разработанного плана мероприятий, направленного на первичную профилактику функциональных отклонений и заболеваний у учащихся на индивидуальном и групповом уровне в образовательный процесс, целесообразно наличие приказа руководителя учреждения образования по внедрению.

Основные направления организации работы с педагогами:

а) обеспечение педагогического персонала техническими нормативно-правовыми актами, определяющими порядок соблюдения санитарно-гигиенических требований, учебной и научной литературой по здоровьесбережению;

б) подготовка методических материалов и памяток по целевым технологиям здоровьесбережения в УО и в домашних условиях;

в) рассмотрение вопросов первичной профилактики заболеваний на педагогических советах и методических совещаниях;

г) повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения;

д) обобщение имеющегося в УО положительного опыта здоровьесьережения.

 

Основные направления организации работы с законными представителями обучающихся:

а) информирование на родительских собраниях и в индивидуальной беседе о состоянии здоровья учащихся и факторах, его формирующих;

б) подготовка информации на сайт УО о состоянии здоровья учащихся и факторах, его формирующих;

в) подготовка памяток по здоровьесбережению в домашних условиях;

г) активное вовлечение родителей или других законных представителей в деятельность по здоровьесбережению в УО (участие в днях здоровья и других мероприятиях).

 

Основные направления организации работы с учащимися

а) выделение наиболее значимых  факторов мотивации

 (негативное влияние ухудшения здоровья на внешность подростка, его спортивные достижения, ограничение при выборе профессии, затруднение контактов с окружающими и т. д.);

б) создание условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками и основанных на обсуждении и анализе различных позиций; «ненавязывание» готовых оценок и нормативов;

в) формирование навыков ставить задачи, выполнять намеченное, уметь сотрудничать с другими лицами и т. д.;

г) использование интерактивных форм работы:

 

- самостоятельная творческая деятельность учащихся (поручение учащимся роли ведущих, организаторов работы, разработчиков и исполнителей проекта и др.);

- игры (ролевые, ситуационные);

Этап 4. Организация самоаудита и мониторинг эффективности здоровьесбережения в УО

Оценка эффективности организованной системы здоровьесберегающих мероприятий в УО проводится один раз в году с целью:

- определения соответствия разработанного плана коррекционных мероприятий фактическому его выполнению;

- оценки влияния сформированной  среды на динамику показателей здоровья и академическую успеваемость;

- определения порядка и последовательности дальнейших действий по здоровьесбережению.

Процесс создания здоровьесберегающей среды в УО должен базироваться на известном организационном принципе «непрерывного совершенствования», поскольку сделать ее «безупречной» изначально невозможно. По итогам самоаудита готовится мотивированное заключение с оценкой результатов деятельности по здоровьесбережаению с определением задач на следующий год, учитывая выявленные проблемы.

свернуть

Состав службы здоровья ЦКРОиР Новогрудского района на 2023/2024 учебный год:

Лебедь Н.И., воспитатель, руководитель службы здоровья

Федоняк Т.И., медицинская сестра, руководитель медицинского сектора

Герасимович Г.В., педагог-психолог, руководитель психологического и социального сектора

Мазалевская А.И., воспитатель, руководитель образовательно-валеологического сектора

 

свернуть

План работы службы здоровья на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Проведение инструктажей по правилам безопасного поведения

1 урок каждой четверти,

перед мероприятиями в течение года

учителя, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования

 

Проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий

согласно плану

учителя, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования

 

Оформление тематических выставок художественной литературы по формированию здорового образа жизни у обучающихся

в течение года

Бирук Д.Г., библиотекарь

 

Организация оздоровительных экскурсий, походов

в течение года

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД,

учителя, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования

 

Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам педагогического общения

в течение года

Сак Т.А., педагог-психолог,

Герасимович Г.В., педагог-психолог

 

Проведение на учебных, воспитательных, коррекционных занятиях упражнений для осанки, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся

постоянно

учителя, воспитатели 5-10 классов,

учителя-дефектологи,

воспитатели дошкольного образования

 

Разработка памяток, вестников для обучающихся,  родителей (законных представителей), педагогов  по формированию здорового образа жизни

 в течение года

 

медработники

 

Организация обучения учащихся на

дому по медицинским показаниям

 в течение года

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

 

Поддержание в учреждении надлежащих санитарно-гигиенических условий

постоянно

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД,

Лукьянчук М.П., врач,

Бандюкевич Н.Н., медицинская сестра

 

Соблюдение воздушного и светового режима в учреждении

постоянно

учителя, воспитатели 5-10 классов,

учителя-дефектологи,

воспитатели дошкольного образования

 

Обеспечение соблюдения правил безопасности в учреждении

постоянно

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения

постоянно

Писарук В.В.,          

заведующий хозяйством

 

Контроль за  состоянием охраны труда в и документации по техники безопасности в учреждении образования

согласно годовому плану

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД,

Гаврош О.М.

 

Осуществление контроля за выполнением требований к построению образовательного процесса с учетом сохранения и развития психического, социального, физического здоровья детей

согласно годовому  плану

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

Учет посещаемости обучающимися занятий

в течение года

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, учителя, воспитатели 5-10 классов, учителя-дефектологи,

воспитатели дошкольного образования

 

Организация питания учащихся

 

в течение года

администрация,

совет по питанию, бракеражная комиссия

 

Проведение подвижных игр на свежем воздухе

постоянно

воспитатели 5-10 классов,

воспитатели дошкольного образования

 

Проведение профилактических мероприятий по гигиене и предупреждению заболеваний

в течение  года

медработники

 

Рейды:

-по проверке внешнего вида обучающихся;

-по выполнению обучающимися режима дня;

-проверка наличия фликеров  и т.д.

согласно плану

1 раз в четверть

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на учебных, коррекционных занятиях, режима проветривания кабинетов на переменах

постоянно

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

Контроль за соблюдением режима дня обучающимися

постоянно

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

Организация работы объединений по интересам

в течение года

 

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД

 

Контроль за прохождением медосмотров трудовым коллективом учреждения

в течение года

Русецкая Е.Г., директор,

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД,

медицинские работники

 

Проведение работы с родителями по профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ через родительские собрания, родительский клуб «Общение», лектории, индивидуальные встречи, проведение «круглых столов» со специалистами и др.

в течение года

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД,      Бобровская Л.А., воспитатель

 

 

Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях

согласно  плану

воспитатели 5-10 классов,

воспитатели дошкольного образования

 

Организация повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива в области сохранения и укрепления здоровья  обучающихся

в течение года

медработники

 

Проведение профилактических мероприятий, приуроченных к датам Международного календаря: Дню борьбы с наркотиками (1 марта) и Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня), Всемирному Дню трезвости (3 октября), Всемирному дню без табака (31 мая). Всемирному дню некурения (3-й четверг ноября), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря),

согласно плану работы

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД, воспитатели 5-10 классов, воспитатели дошкольного образования

 

Оформление листков здоровья в классных журналах

   сентябрь 2023

январь 2024

учителя 5-10 классов

 

Мониторинг состояния здоровья обучающихся

в течение года

медработники

 

Проведение весенней и осенней 

антинаркотической акции “Миссия – жить!”

   ноябрь, март

Чесалова Н.Г., заместитель директора по ОД,

Герасимович Г.В. педагог-психолог

 

Обновление информации на стенде «Медицинский уголок»

1 раз в месяц, по мере необходимости

медработники

 

Организация летней оздоровительной кампании

    июнь-август

Чесалова Н.Г., заместитель   директора по ОД

 

 

свернуть