РУС БЕЛ ENG

Порядок работы Новогрудской районной психолого-медико-педагогической комиссии

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий порядок определяет работу Новогрудской районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

1.2. ПМПК в своей работе руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. №233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».

1.3. Целью деятельности ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование). В ходе обследования устанавливаются структура и степень тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:

изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

определения соответствия (или несоответствие) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;

оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

1.4. ПМПК через организацию в учреждениях образования, учреждениях здравоохранения справочно-рекламного сервиса информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке, графике работы.

  1. ФУНКЦИИ НОВОГРУДСКОЙ РАЙОННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Функциями ПМПК являются:

2.1. Проведение комплексного обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет по месту жительства с целью своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития и выбора им образовательного маршрута.

2.2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

2.3. Оформление по результатам обследования ребенка протокола обследования и заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР).

2.4. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития.

2.5. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области формирования толерантного отношения и позитивного общественного мнения к детям с особенностями психофизического развития.

  1. СОСТАВ НОВОГРУДСКОЙ РАЙОННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
    • ПМПК создается совместным приказом управления образования Новогрудского районного исполнительного комитета и учреждения здравоохранения «Новогрудская центральная районная больница» из числа специалистов государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Новогрудского района» и учреждения здравоохранения «Новогрудская центральная районная больница».
    • Возглавляет ПМПК председатель, в период его отсутствия – заместитель председателя.
    • Состав специалистов ПМПК, участвующих в проведении обследования определяется исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
    • В состав ПМПК могут входить следующие специалисты:

педагоги-психологи;

учителя-дефектологи (учитель-логопед, учитель-сурдопедагог, учитель-олигофренопедагог, учитель-тифлопедагог); 

врач-психиатр-нарколог;

  • При необходимости в состав ПМПК могут быть включены:

врач-отоларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-невролог и другие специалисты.

  • К работе в ПМПК могут привлекаться специалисты других учреждений образования, здравоохранения. Привлечение к работе сотрудника из другого учреждения регулируется приказом соответствующего учреждения или органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

3.6. В состав ПМПК включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское образование, что подтверждается соответствующим документом об образовании установленного образца.

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЛЕНОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Функциональные обязанности членов ПМПК распределяются следующим образом:

4.1. Председатель ПМПК (заместитель председателя на время отсутствия председателя):

организует общее руководство деятельностью ПМПК в соответствии с запросами родителей (законных представителей), заявками учреждений образования, здравоохранения, Фонда социальной защиты населения, планирует её деятельность посредством составления графиков обследования, обеспечивает непрерывность работы комиссии;

контролирует качество и правильность ведения обследования детей;

разъясняет родителям (законным представителям) их права и обязанности перед процедурой обследования;

сообщает родителям (законным представителям) информацию по итогам работы ПМПК, знакомит их с заключением и рекомендациями по итогам обследования;

оформляет согласие или несогласие родителей (законных представителей) с заключением и рекомендациями по итогам обследования их ребенка;

оформляет согласие или несогласие родителей (законных представителей) на внесение сведений о ребёнке в банк данных;

осуществляет работу с родителями (законными представителями) при рассмотрении конфликтных ситуаций;

анализирует и составляет отчет о деятельности ПМПК по итогам учебного года.

4.2. Учитель-дефектолог (учитель-сурдопедагог, учитель-олигофренопедагог, учитель-тифлопедагог):

предварительно изучает документацию, представленную на ребенка (при повторном обследовании – сравнивает данные с информацией последнего протокола обследования), оценивает объем имеющихся знаний, навыков, их соответствие возрасту, выдвигает гипотезу, определяет стратегию обследования;

проводит обследование с целью выявления структуры дефекта, зон актуального и ближайшего развития ребенка;

определяет степень обучаемости ребенка;

несет персональную ответственность за полноту, достоверность, объективность проводимой диагностики.

4.3. Учитель-дефектолог (учитель-логопед):

предварительно изучает документацию, представленную на ребенка (при повторном обследовании – сравнивает данные с информацией последнего протокола обследования), квалифицирует особенности и нарушения речи, состояние чтения и письма;

устанавливает уровень речевого развития и соответствие его уровню интеллектуального развития, уточняет сведения о характере раннего речевого развития, определяет состояние фонематического слуха;

проводит обследование артикуляционного аппарата, выявляет состояние сформированности импрессивной и экспрессивной речи;

несет персональную ответственность за полноту, достоверность, объективность проводимой диагностики.

4.4. Педагог-психолог:

определяет наличие и степень имеющихся отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии ребенка, а также различного вида нарушений социального развития;

определяет умение ребенка воспринимать и использовать помощь в выполнении поставленного перед ним задания;

изучает условия воспитания, взаимоотношений в семье, детском коллективе и т.д.;

определяет факторы, препятствующие развитию личности ребенка;

ведет протокол психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

несет персональную ответственность за полноту, достоверность, объективность проводимой диагностики.

4.5. Врач (врач-психиатр-нарколог, врач-офтальмолог, врач-невролог, врач-отоларинголог):

отвечает за проведение медицинского обследования, подробно изучает анамнез, особенности раннего развития;

обследует ребенка с целью подтверждения наличия или отсутствия нарушений в развитии;

даёт оценку состояния ребёнка, при необходимости направляет на дополнительное обследование;

устанавливает диагноз с учетом результатов исследования всех членов комиссии, дает рекомендации по динамическому наблюдению;

несет персональную ответственность за полноту, достоверность, объективность проводимой диагностики.

4.6. Секретарь ПМПК:

перед началом работы ПМПК готовит протоколы обследования повторно обследуемых детей в соответствии с заявкой на обследование ПМПК, предварительной записью, проверяет правильность оформления и наличие вновь предоставленных документов;

ведет журналы учета детей, обследованных на ПМПК;

систематизирует документацию по итогам обследования.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

5.1. Проведение комплексного обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет осуществляется с целью своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития.

5.2. В процессе обследования ребенка на ПМПК соблюдается правило конфиденциальности.

5.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждённым графиком работы.

5.4. Обследование детей специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), а также по заявке учреждений образования, здравоохранения, Фонда социальной защиты населения.

5.5. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). В случаях, если родители (законные представители) не могут присутствовать на обследовании, ими оформляется соглашение с администрацией учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, в котором обучается или находится ребенок, о доверенности администрации (другому специалисту) представить их ребенка для обследования на ПМПК. Соглашение заверяется подписью родителя (законного представителя).

5.6. Родители (законные представители) могут отказаться от дальнейшего обследования ребенка специалистами ПМПК на любом этапе его проведения.

5.7. При предварительной записи ребенка на обследование по инициативе родителей (законных представителей) заместитель председателя ПМПК вносит сведения о ребенке в журнал предварительной записи детей на обследование и информирует родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о дате, времени и месте проведения обследования.

5.8. Родители (законные представители), руководитель учреждения, в котором обучается (находится) ребенок, организует явку ребенка на обследование согласно записи.

5.9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего ребенка предоставляют на ПМПК следующие документы:

выписка из медицинских документов;

медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;

результаты продуктивных видов деятельности ребёнка дошкольного возраста или письменные работы учащегося;

другие документы (по запросу ПМПК).

5.10. При предоставлении заявителем неполного перечня документов, необходимых для обследования, или несоответствующих по форме и содержанию, а также с выявленной недостоверной или искаженной информацией, обследование переносится на другой день.

5.11. Обследование ребенка проводится в специально оборудованном диагностическом кабинете ЦКРОиР. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей по заявке родителей (законных представителей) и учреждений образования, здравоохранения, Фонда социальной защиты населения может быть проведено по месту их проживания, пребывания или обучения.

5.12. Обследование детей проводится каждым специалистом ПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

5.13. В сложных случаях ПМПК может провести дополнительное обследование ребенка в другой день.

5.14. В ходе обследования ребенка ведется протокол утверждённой формы. Результаты обследования заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами ПМПК.

5.15. В ходе обследования детей ПМПК ведутся: журнал учета обследованных детей, журнал учета детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

5.16. После коллегиального обсуждения членами ПМПК результатов обследования составляется заключение ЦКРОиР, содержащее:

описание структуры и степени тяжести нарушения в физическом и (или) психическом развитии;

рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования. 

5.17. Заключение может оформляться на срок не более двух лет.

5.18. Протокол обследования и заключение ЦКРОиР оформляются в день проведения обследования.

5.19. Родителям (законным представителям) выдается заключение ЦКРОиР по результатам обследования ребенка.

5.20. В случае несогласия с заключением ЦКРОиР родители (законные представители) имеют право обратиться в государственное учреждение образования «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» для разрешения спорной ситуации.

5.21. Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка в зависимости от выполнения или невыполнения рекомендаций ПМПК.

5.22. На заключении ЦКРОиР (с обратной стороны) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования, оказании ему коррекционно-педагогической помощи. Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается законным представителем и директором ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя - и членами ПМПК.

5.23. Заключение ЦКРОиР является основанием для организации ребёнку специального образования или коррекционно-педагогической помощи.

5.24. Обязательным является разъяснение родителям (законным представителям) прав, связанных с обработкой персональных данных об их детях и получение письменного согласия (несогласия) законного представителя на внесение в банк данных сведений о ребёнке в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2020 №308.