26.03.24 состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР. Заседание по теме «Использование дидактических материалов практико-ориентированного характера с целью формирования социально значимых умений и навыков учащихся» прошло в форме панорамы идей. Для обсуждения данной темы были приглашены педагог-психолог, социальный педагог.
Данное заседание было направлено на приобретение практических навыков и умений в вопросе использования дидактических материалов практико-ориентированного характера с целью формирования социально значимых умений и навыков учащихся с ТМНР на занятиях образовательных областей, а также на коррекционно-педагогических занятиях.
Андрейчик О.Н., педагог социальный, рассказала о требованиях к организации предметно – практической среды «новые идеи». Ольга Николаевна в своем докладе отметила основные направления и задачи формирования предметно-практической среды. Подробно остановилась на создании предметно-развивающей среды для ребенка с особенностями развития, а также указала на созданные условия безбарьерной среды в учреждении, это: пандусы, специальные устройства для усиления звука, тактильные таблички и т.д. Продемонстрировала некоторые дидактические пособия для формирования социального опыта «Сделаем бутерброд», «Сортировка мусора», «Угощение для друга».
Нечай Н.В., учитель-дефектолог дошкольной группы №2, рассказала о развитии познавательной активности у детей с ТМНР дошкольного возраста через предметно-практическую деятельность. Свой материал учитель-дефектолог продемонстрировала в виде презентации, где отметила проблемы детей с ТМНР, этапы развития предметно-практической деятельности, виды и направления предметной деятельности. А также поделилась практическим опытом работы по созданию развивающей среды в дошкольной группе №2 учреждения. Рассказала об использующих формах, методах и приемах работы по познавательному развитию детей с ТМНР дошкольной группы №2 учреждения посредством предметно-практического оборудования.
Продолжила работу методического заседания Герасимович Г.В., учитель-дефектолог РКП. Галина Васильевна рассмотрела дидактические игры-тренажеры как средство развития сенсомоторной сферы детей раннего возраста. В своем выступлении учитель-дефектолог раскрыла значимость сенсорного развития для детей раннего возраста, также отметила проявление и причины отставания от возрастной нормы. Подробно рассказала о формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир и свое тело. Свое выступление подкрепила презентацией, продемонстрировав используемые игры-тренажеры на занятиях по сенсомоторному развитию детей раннего возраста.
На заседании принял активное участие педагог-психолог Ждан М.С., где рассказал о формировании социальных и эмоциональных навыков у обучающихся ЦКРОиР через использование дидактических материалов. В своем выступлении Максим Сергеевич отметил значимость использования игр для социально-эмоционального развития, требования к проведению игр, поделился дидактическими играми из собственного практического опыта.
19.01.24 состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР. Заседание по теме «Формирование жизненных компетенций у детей с ТМНР» прошло в форме семинара- практикума. Данное заседание было направлено на приобретение практических навыков и умений в вопросе формирования жизненных компетенций у детей с ТМНР.
Казак Н.М., учитель-дефектолог, рассказала об организации педагогической работы по формированию жизненных компетенций. Учитель-дефектолог познакомила присутствующих с методическим комплексом «Шаг в будущее», который направлен на: повышение качества жизни и самостоятельности детей с ТМНР; развитие навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования через коррекционно-развивающую деятельность. Данный методический комплекс состоит из трех направлений: «Ясам», «Удивительный дом», «Город возможностей». Докладчик подробно рассмотрела содержание работы по каждому направлению методического комплекса.
Комашило Е.Н., учитель, рассказала о формировании коммуникативных компетенций обучающихся с ТМНР как основе успешной социальной активности личности. Евгения Николаевна в своем докладе указала группы, на которые делятся учащиеся с ТМНР по уровню развития коммуникативных способностей. Было отмечено использование в работе учителя невербальных коммуникативных систем (Леб-система, система Макатон, PECS, система жестовой коммуникации). Также рассмотрела учитель организацию структурированного обучения TEACCH, которое направлено на создание такой среды обучения, которая минимизирует стресс и тревогу.
Тихонович Т.Н., учитель-дефектолог дошкольной группы №1, рассказала о формировании жизненных компетенций у детей с ТМНР с помощью визуального расписания. В своем выступлении Татьяна Николаевна отметила необходимость использования визуализации в работе с детьми ТМНР, дополнила наглядным изображением визуального расписания. Продемонстрировала форму визуального расписания «Сначала-потом» с алгоритмами действий «Я мою руки», «Я принимаю пищу», «Я в туалете».
Педагоги считают, что формирование жизненных компетенций у детей с ТМНР способствует их дальнейшему развитию, адаптированности к окружающей среде, тем самым повышает качество жизни детей с ТМНР.
08.10.2023 состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР. Заседание по теме «Педагогическая диагностика уровня развития детей с ТМНР в процессе реализации коррекционно-образовательной деятельности в условиях ЦКРОиР». Цель работы данного заседания заключалась в разработке диагностического блока для определения уровня коррекционного воздействия на детей дошкольного и школьного возраста. Прошло заседание в форме педагогической мастерской. Научно-методический блок заседания включал вопрос «Диагностическая основа определения направлений коррекционно-образовательной работы». Кокош В.Г. рассказала о задачах, приемах, методах диагностической работы, этапах обследования.
Практический блок представлял собой работу педагогов в творческих группах. Группа учителей (Кокош В.Г., Новогран О.В., Комашило Е.Н.) разрабатывали критерии диагностической карты определения коррекционного воздействия на учащихся школьного возраста по следующим направлениям:
- Формирование игровой деятельности
- Формирование социального поведения
- Развитие эмоций
- Формирование навыков коммуникации и взаимодействия
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие сенсомоторной сферы
- Развитие математических представлений
- Развитие навыков самообслуживания
Группа учителей-дефектологов (Нечай Н.В., Тихонович Т.Н., Герасимович Г.В.) разрабатывали критерии диагностической карты определения коррекционного воздействия на воспитанников дошкольного возраста по следующим направлениям:
1)Развитие зрительного восприятия
2)Развитие слухового восприятия
3)Развитие мелкой моторики
4)Развитие эмоций
5)Формирование пространственной ориентировки и двигательной мобильности.
Педагоги считают, что данная диагностика позволит своевременно и целенаправленно выявить образовательные потребности обучающихся, проанализировать и оценить эффективность коррекционного воздействия, определить условия, необходимые для достижения обучающимися с особенностями психофизического развития максимально возможного уровня развития и коррекции. Также обеспечит преемственность в диагностической работе дошкольных групп и классов ЦКРОиР.
06.04.2023 состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР. Заседание по теме «Основные подходы к организации работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата», прошло в форме педагогической мастерской. Для участия в данном заседании был приглашен педагог социальный.
Тихонович Т.Н. учитель-дефектолог дошкольной группы №1, рассказала о создании адаптивной образовательной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольной группе №1. Татьяна Николаевна отметила, что развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует дидактическим принципам: содержательно-насыщенная в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Учитель-дефектолог указала основные направления в работе, это: привитие интереса к игрушкам и выполнение простейших действий с ними, ориентировка в быту и активная познавательная деятельность.
Также Татьяна Николаевна отметила, проблемы в работе с детьми с ДЦП: недостаток технических средств реабилитации, средств, облегчающих передвижение и средств, фиксирующих положение ребёнка во время занятий.
Нечай Н.В., учитель-дефектолог дошкольной группы №2, рассмотрела образовательную и коррекционную работу как средство реабилитации детей с ДЦП. Свой материал учитель-дефектолог продемонстрировала в виде презентации, где отметила цель работы, направления лечебных мероприятий, работу ЛФК, массаж, подробно остановилась на основных направлениях коррекционной работы.
Новогран О.В., учитель, рассказала об адаптивной физической культуре как ресурсе работы с учащимися с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Ольга Васильевна отметила, включение формирующихся двигательных функций в повседневную двигательную активность ребенка; работу над предупреждением формирования вторичного двигательного стереотипа, вторичных порочных поз и положений.
Плеханов В.А., педагог социальный, рассказал о комплексном подходе к оказанию помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в системе социальной защиты.
Владимир Анатольевич отметил, что эффективность комплексной помощи ребёнку зависит от своевременности выявления нарушений, а также от взаимосвязанности лечения различными специалистами. Немаловажным направлением является оказание психологической и практической помощи родителям, осуществление психологической поддержки ребёнку: коррекция и профилактика психических отклонений и нарушений, подготовка к школе, социальная адаптация, работа психолога с членами семьи.
6.01.2023г состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР. Заседание по теме «Использование современных информационных коммуникационных технологий в работе педагогов ЦКРОиР» прошло в форме семинара-практикума. Данное заседание было направленно на приобретение практических навыков и умений в вопросе использования средств информационных коммуникационных технологий на коррекционно-педагогических занятиях с детьми ТМН. Для участия в данном заседании был приглашен воспитатель 7 класса Лебедь Н.И.
Комашило Е.Н., учитель, рассказала об информационных технологиях, активно внедряемых в образование в последние годы. Докладчик отметила, что преимущества использования таких технологий в учебном процессе связаны с тем, что они помогают осуществлять процесс коммуникации и взаимодействия, предоставлять доступ к информационным ресурсам в наиболее удобном формате, а также повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности. Евгения Николаевна рассмотрела вопрос применения информационных технологий в образовании лиц с особенностями психофизического развития: учащимися с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, учащимися с нарушением зрения, учащимися с нарушением слуха, учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Подробно остановилась на таких компьютерных играх как: «Раскрась алфавит», «Веселые моторы», «По воде, земле воздуху», «Силы природы». Учитель рассказала о программе «Домашний логопед», которая используется для работы над «трудными» звуками, для исправления дефектов речи. Привела примерный перечень электронных средств обучения для использования на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Новогран О.В., учитель, поделилась практическим опытом использования электронных средств обучения в работе с учащимися 7 класса с тяжелыми и множественными нарушениями. Ольга Васильевна продемонстрировала разработки комплекса конспектов занятий по формированию социальных компетенций учащихся, а также разработку диагностического материала жизненной компетенции по учебному предмету социальная адаптация.
Кокош В.Г., учитель, рассмотрела жизненные компетенции (игровую, коммуникативную) в структуре образования детей с особенностями психофизического развития как овладение знаниями, умениями, навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни за счет формирования доступных учащимся навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации с использованием электронных средств обучения. Вера Геннадьевна также поделилась разработкой диагностического материала жизненной компетенции по учебному предмету коммуникация, коррекционному направлению игровая деятельность.
Лебедь Н.И., воспитатель, провела мастер-класс по применению информационных и коммуникационных технологий в работе с учащимися 7 класса. Продемонстрировала собственную разработку компьютерной игры «Уроки безопасности». Рассказала и показала последовательность составления этой игры в программе Microsoft Payer Point. Сделала некоторые рекомендации для педагогов по составлению компьютерного материала.
В конце семинара-практикума были приняты решения:
1)повышать уровень самообразования педагогов через овладение компьютерными программами для создания коррекционно-развивающего материала, овладение методикой создания мультимедийных презентаций (работа в группах);
2)активизировать работу учителей и учителей-дефектологов в организации коррекционно-образовательного процесса посредством использования информационных и коммуникационных технологий.
29.11.22 состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР. Заседание по теме «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» прошло в форме педагогического практикума. Данное заседание было направлено на приобретение практических навыков и умений в вопросе улучшения интеграции между сенсорными системами. Для обсуждения данной темы был приглашен педагог-психолог.
Герасимович Г.В., учитель-дефектолог, рассказала о сенсорной интеграция и терапии сенсорной интеграции. Об уровнях сенсорной интеграции. Свое выступление учитель-дефектолог дополнила презентацией.
Громак Т.А., учитель-дефектолог, прочитала доклад о нарушениях (дисфункции) сенсорной интеграции. Рассказала о понятии «очень высокая чувствительность и очень низкая чувствительность». В своем докладе она охарактеризовала сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы. Подробно остановилась на материале сенсорной интеграционной терапии дома.
Вопрос «Комплекс упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, перцептивной и вестибулярной сенсорной системами» раскрала Казак Н.М., учитель-дефектолог. Посредством презентации педагог рассказала о методах и приемах, используемых в коррекционной работе по преодолению сенсорных нарушений и развитию сенсорных систем. Поделилась практическим опытом о проведении занятий сенсорной интеграции.
Также на заседании приняла активное участие педагог-психолог Сак Т.А., где рассказал о тактильной гиперчувствительности, раскрыла симптомы нарушений, причины. А также сформулировала советы родителям ребенка с тактильной гиперчувствительностью.
В ходе заседания были сформулированы методические рекомендации для учителей-дефектологов, учителей классов по вопросам сенсорной интеграции, а также советы родителям.
09.09.22 состоялось методическое объединение учителей, учителей – дефектологов ЦКРОиР по теме «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в 2022/2023 учебном году в условиях обновления содержания образования". Реализация компетентностного подхода в процессе коррекции и развития детей с ТМН». Цель данного заседания: совершенствование умения педагогов работать с нормативными правовыми актами и научно-методическим обеспечением образовательного процесса, регламентирующими педагогическую деятельность в 2022/2023 учебном году, организацию образовательного процесса по реализации образовательных программ специального образования.
Заседание прошло в форме инструктивно-методического совещания, где рассматривались рабочие вопросы:
- Анализ работы МО за 2021/2022 учебный год.
- Знакомство с целью и задачами, планом работы МО в 2022/2023 учебном году.
-Обсуждение нормативных правовых документов и методических материалов:
- Кодекс РБ об Образовании;
-инструктивно-методические письма по организации работы специального образования;
- проект учебных планов специального образования;
- образовательные стандарты учебных предметов;
-учебные программы;
- новые учебные пособия по учебным предметам и особенности работы с ними;
- санитарные нормы и правила (изменения), СанПин 525.