РУС БЕЛ ENG

Ситуационная помощь

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

ИНВАЛИДАМ  РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

НОВОГРУДСКОГО РАЙОНА» 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Оказание ситуационной  помощи,  наряду  с  элементами безбарьерной  среды  жизнедеятельности,  использованием  ассистивных устройств  и  приспособлений,  альтернативных  форм  предоставления услуг (дистанционно, на дому и т.п.), является одним из мероприятий по адаптации объектов и услуг, с учетом особых потребностей инвалидов, что  в  меньшей  степени  ведет  к  изоляции  инвалидов,  и  в  большей степени обеспечивает равенство их прав и равное участие в различных сферах жизни общества.

  1. Обеспечение доступа  инвалидам  различных  категорий  (далее  – инвалиды)  к  помещениям  Государственного  учреждения  образования  Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Новогрудского района»   (далее  –  ЦКРОиР), наравне  с  другими  лицами  возможен  в  соответствии  с  разработанным алгоритмом оказания ситуационной помощи.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ

         Адаптация  –  приспособление среды жизнедеятельности  с учетом особых  потребностей  инвалидов,  включая  обеспечение  доступности, безопасности,  комфортности  и  информативности  среды жизнедеятельности  посредством  технических  и  организационных решений.

         Ассистивные  устройства  и  приспособления  –  устройства, приспособления  и  программы,  в  том  числе  технические  средства социальной реабилитации (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.),  позволяющие  инвалидам  улучшить  и  (или)  компенсировать реализацию  определенных  функций  (зрения,  слуха,  передвижения, общения и т.п.) и тем самым расширить возможности самостоятельного проживания и участия в жизни общества.

         Безбарьерная  среда  жизнедеятельности  –  среда,  в  том  числе  в зданиях и сооружениях, приспособленная к возможностям инвалидов и создающая  условия  для  их  самостоятельной  (без  постоянной  помощи практически здоровых людей) деятельности. Доступность  объектов  и  услуг  –  наличие  необходимых  условий для  обеспечения  инвалидам  равного  с  другими  гражданами  доступа  в общественные места, здания и сооружения с целью реализации их прав, получения  необходимых  услуг  и  осуществления  повседневной жизнедеятельности.

         Жестовый  язык  –  знаковая  система,  естественно  созданная людьми  с  нарушением  слуха  и  соотносящая  понятийное  содержание  с пространственно-визуальным воспроизведением.

         Инвалид  –  человек  с устойчивыми  физическими,  психическими, интеллектуальными  или  сенсорными  нарушениями,  которые  при взаимодействии  с различными  барьерами  могут  мешать  его  полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.

Ситуационная  помощь  –  помощь,  оказываемая  инвалиду персоналом  организации,  оказывающей  услуги,  в  целях  преодоления барьеров,  препятствующих  ему  посещать  объекты  и  получать необходимые услуги наравне с другими гражданами.

         Ситуационная помощь — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.

         Услуга  –  деятельность,  результаты  которой  не  имеют материального  выражения,  реализуются  и  потребляются  в  процессе осуществления этой деятельности.

         Ясный язык  –  форма отображения (воспроизведения) письменной, устной  и  иной  информации,  доступная  для  людей,  испытывающих трудности  в  ее  восприятии  и  понимании,  предусматривающая преобразование  такой  информации  в  целях  исключения  сложных  и

заимствованных  терминов  и  понятий,  упрощения  структуры высказывания, конкретизации, сокращения текста, расположения слов в определенной последовательности.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ

 

  1. Оказание помощи  проводится  только  с  согласия инвалида,  после  уточнения  характера  и  объема  необходимой  помощи, порядка  ее оказания  непосредственно  с  инвалидом  при  посещении учреждения образования. При  возможности  необходимо  уточнять  характер  и  объем необходимой  помощи  до  посещения  учреждения образования (например, по телефону).
  2. Помощь на  входе  в  ЦКРОиР  должен  уметь оказать  любой  сотрудник  учреждения.  Для  оказания  помощи  при входе/выходе из учреждения, передвижении внутри учреждения назначаются сотрудники, подготовленные (способные) для оказания помощи.
  3. Оказание помощи  должно  носить  непрерывный  характер,  т.е. информация  о  лице,  нуждающемся  в  оказании  ситуационной  помощи должна  передаваться  «по  цепочке»  от  одного  сотрудника к  другому,  в соответствии с разработанным алгоритмом.
  4. Оказание помощи  не  должно  причинить  вред,  не  должно навязываться.   При  оказании  помощи    необходимо  соблюдать нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия: уважительность,  гуманность,  вежливость,  неразглашение  медицинской тайны,  конфиденциальность,  невмешательство  в  сферу  личной  жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
  5. В случае  предложения  помощи  необходимо  подождать,  пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать. К  ребенку допустимо  обращаться  по  имени,  к  взрослому  –  по имени  и  отчеству.   Обращаться  по  имени  и  на  «ты»,  можно только  в  случае близкого знакомства.
  6. Говорить с посетителем нужно обычным  голосом  и  языком, с  инвалидом  с нарушениями  умственного  развития перейти  на  общение  на  ясном языке. 
  7. При знакомстве  с  человеком  с  инвалидностью  и  лицами  с ограниченными  возможностями,  вполне  естественно  пожать  ему  руку: даже  те,  кому  трудно  двигать  рукой  или  кто  пользуется  протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
  8. При общении  с  человеком  с  нарушениями  зрения  обязательно представляются  все  присутствующие.  Если  общая  беседа  в  группе,  не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
  9. При общении с инвалидом по слуху обращаться непосредственно к нему, а не к  сопровождающему лицу или  переводчику  жестового  языка,  который присутствует при разговоре.
  10. При разговоре с человеком, испытывающим трудности в речевом общении, необходимо быть  терпеливым,  не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
  11. Избегать конфликтных  ситуаций.  Внимательно  слушать  человека с  инвалидностью  и  стараться  слышать  его.  Регулировать  собственные эмоции,  возникающие  в  процессе  взаимодействия.  Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НОВОГРУДСКОГО РАЙОНА» 

ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

  1. С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:

         лица с двигательными нарушениями;

         лица с нарушением зрения;

         лица с нарушением слуха;

         лица с нарушением речи;

         лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.

  1. При нахождении инвалида в помещениях учреждения образования ему оказывается ситуационная помощь:

         при входе и выходе из здания;

         при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске по лестнице;

         в гардеробе.

  1. Действия сотрудника, обеспечивающего пропускной режим в учреждении образования, при оказании ситуационной помощи инвалиду:

         видит посетителя с ограничением передвижения (на коляске, костылях), с белой тростью, открывает входные двери в учреждение;

         оказывает помощь при входе в здание учреждения;

         уточняет, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения учреждения (в случае, если посещение не определено заранее);

         сообщает ответственному специалисту (дежурному администратору) о посещении учреждения инвалидом с ограничением передвижения, нарушением зрения, слуха;

          до прибытия ответственного специалиста сотрудник, обеспечивающий пропускной режим, направляет инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания и обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими способами:

         инвалиду с нарушением слуха ладонью указывает на стул в зоне ожидания (приглашающий жест) и предлагает на него сесть;

         инвалиду с нарушением зрения сначала дает возможность сориентироваться в пространстве, затем, прикоснувшись к его плечу или руке, предлагает пройти к месту ожидания, сопровождая движение, идя впереди, поддерживая инвалида за локоть/руку, или направляя его словами (немного левее, правее);

         оказывает помощь при выходе из здания учреждения.

  1. Действия ответственного специалиста (руководителя) при оказании ситуационной помощи инвалиду:

при встрече с инвалидом ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин;

проводить к месту проведения приема посетителей:   личный прием осуществляется в кабинете первого этажа (при сложностях с передвижением посетителя с инвалидностью), или в кабинете руководителя учреждения;

         оказание помощи, в том числе при передвижении, делать  только с согласия инвалида, после  уточнения  характера  и  объема  необходимой помощи,  порядка  ее  оказания  непосредственно  с  инвалидом  и  в соответствии  с  общими этическими нормами и правилами  при общении с людьми с инвалидностью;

         сопровождает инвалида на выход из здания учреждения образования.

 Все работники учреждения образования должны овладевать навыками коммуникации с инвалидами различных категорий, в том числе по оказанию ситуационной помощи.