ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
ИНВАЛИДАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
НОВОГРУДСКОГО РАЙОНА»
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Оказание ситуационной помощи, наряду с элементами безбарьерной среды жизнедеятельности, использованием ассистивных устройств и приспособлений, альтернативных форм предоставления услуг (дистанционно, на дому и т.п.), является одним из мероприятий по адаптации объектов и услуг, с учетом особых потребностей инвалидов, что в меньшей степени ведет к изоляции инвалидов, и в большей степени обеспечивает равенство их прав и равное участие в различных сферах жизни общества.
- Обеспечение доступа инвалидам различных категорий (далее – инвалиды) к помещениям Государственного учреждения образования Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Новогрудского района» (далее – ЦКРОиР), наравне с другими лицами возможен в соответствии с разработанным алгоритмом оказания ситуационной помощи.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ
Адаптация – приспособление среды жизнедеятельности с учетом особых потребностей инвалидов, включая обеспечение доступности, безопасности, комфортности и информативности среды жизнедеятельности посредством технических и организационных решений.
Ассистивные устройства и приспособления – устройства, приспособления и программы, в том числе технические средства социальной реабилитации (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.), позволяющие инвалидам улучшить и (или) компенсировать реализацию определенных функций (зрения, слуха, передвижения, общения и т.п.) и тем самым расширить возможности самостоятельного проживания и участия в жизни общества.
Безбарьерная среда жизнедеятельности – среда, в том числе в зданиях и сооружениях, приспособленная к возможностям инвалидов и создающая условия для их самостоятельной (без постоянной помощи практически здоровых людей) деятельности. Доступность объектов и услуг – наличие необходимых условий для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа в общественные места, здания и сооружения с целью реализации их прав, получения необходимых услуг и осуществления повседневной жизнедеятельности.
Жестовый язык – знаковая система, естественно созданная людьми с нарушением слуха и соотносящая понятийное содержание с пространственно-визуальным воспроизведением.
Инвалид – человек с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
Ситуационная помощь – помощь, оказываемая инвалиду персоналом организации, оказывающей услуги, в целях преодоления барьеров, препятствующих ему посещать объекты и получать необходимые услуги наравне с другими гражданами.
Ситуационная помощь — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.
Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Ясный язык – форма отображения (воспроизведения) письменной, устной и иной информации, доступная для людей, испытывающих трудности в ее восприятии и понимании, предусматривающая преобразование такой информации в целях исключения сложных и
заимствованных терминов и понятий, упрощения структуры высказывания, конкретизации, сокращения текста, расположения слов в определенной последовательности.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ
- Оказание помощи проводится только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом при посещении учреждения образования. При возможности необходимо уточнять характер и объем необходимой помощи до посещения учреждения образования (например, по телефону).
- Помощь на входе в ЦКРОиР должен уметь оказать любой сотрудник учреждения. Для оказания помощи при входе/выходе из учреждения, передвижении внутри учреждения назначаются сотрудники, подготовленные (способные) для оказания помощи.
- Оказание помощи должно носить непрерывный характер, т.е. информация о лице, нуждающемся в оказании ситуационной помощи должна передаваться «по цепочке» от одного сотрудника к другому, в соответствии с разработанным алгоритмом.
- Оказание помощи не должно причинить вред, не должно навязываться. При оказании помощи необходимо соблюдать нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
- В случае предложения помощи необходимо подождать, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать. К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству. Обращаться по имени и на «ты», можно только в случае близкого знакомства.
- Говорить с посетителем нужно обычным голосом и языком, с инвалидом с нарушениями умственного развития перейти на общение на ясном языке.
- При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
- При общении с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
- При общении с инвалидом по слуху обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему лицу или переводчику жестового языка, который присутствует при разговоре.
- При разговоре с человеком, испытывающим трудности в речевом общении, необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
- Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НОВОГРУДСКОГО РАЙОНА»
ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:
лица с двигательными нарушениями;
лица с нарушением зрения;
лица с нарушением слуха;
лица с нарушением речи;
лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.
- При нахождении инвалида в помещениях учреждения образования ему оказывается ситуационная помощь:
при входе и выходе из здания;
при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске по лестнице;
в гардеробе.
- Действия сотрудника, обеспечивающего пропускной режим в учреждении образования, при оказании ситуационной помощи инвалиду:
видит посетителя с ограничением передвижения (на коляске, костылях), с белой тростью, открывает входные двери в учреждение;
оказывает помощь при входе в здание учреждения;
уточняет, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения учреждения (в случае, если посещение не определено заранее);
сообщает ответственному специалисту (дежурному администратору) о посещении учреждения инвалидом с ограничением передвижения, нарушением зрения, слуха;
до прибытия ответственного специалиста сотрудник, обеспечивающий пропускной режим, направляет инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания и обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими способами:
инвалиду с нарушением слуха ладонью указывает на стул в зоне ожидания (приглашающий жест) и предлагает на него сесть;
инвалиду с нарушением зрения сначала дает возможность сориентироваться в пространстве, затем, прикоснувшись к его плечу или руке, предлагает пройти к месту ожидания, сопровождая движение, идя впереди, поддерживая инвалида за локоть/руку, или направляя его словами (немного левее, правее);
оказывает помощь при выходе из здания учреждения.
- Действия ответственного специалиста (руководителя) при оказании ситуационной помощи инвалиду:
при встрече с инвалидом ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин;
проводить к месту проведения приема посетителей: личный прием осуществляется в кабинете первого этажа (при сложностях с передвижением посетителя с инвалидностью), или в кабинете руководителя учреждения;
оказание помощи, в том числе при передвижении, делать только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с общими этическими нормами и правилами при общении с людьми с инвалидностью;
сопровождает инвалида на выход из здания учреждения образования.
Все работники учреждения образования должны овладевать навыками коммуникации с инвалидами различных категорий, в том числе по оказанию ситуационной помощи.