РУС БЕЛ ENG

Развитие детей от 0-1 года

 От 0 до 3 месяцев

   1. Стимуляция познавательного развития

   -        Способствовать установлению контактов с окружающим миром.

   -        Развивать координированные движения глаз.

   -        Вызывать поисковые предметно-направленные действия, связанные с установлением источника звука, при   возникновении звуковых раздражителей.

   -        Вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь.

   -        Обогащать тактильную чувствительность рук.

    Сенсомоторное развитие:

   -        Учить всматриваться в игрушку, следить взглядом за игрушками.

   -        Учить замечать игрушку в разных положениях (лежа на спине, животе с опорой на руки и предплечья, на     боку, на руках у взрослого).

   -        Учить следить за перемещением крупных объектов (человека, животных).

   -        Привлекать внимание к звукам погремушки, учить поворачивать голову в сторону звука.

   -        Учить тянуть руки к подвешенным игрушкам, захватывать, притягивать, удерживать погремушки.

  -        Стимулировать кожную чувствительность.

    2. Стимуляция эмоционального развития

   -        Учить улыбаться, двигаться при виде близкого человека, слыша его голос, рассматривая игрушку, в ответ   на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

   -        Учить привлекать к себе внимание улыбкой, движениями, криком.

   -        Привлекать внимание к говорящим людям, учить улыбаться в ответ на негромкие возгласы и различную    мимику взрослого.

   -        Учить членораздельным звукоподражаниям в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки. 

   3. Социальное развитие

   -        Приучать к четкому ритму ночного и дневного сна.

   -        Учить пить губами с ложки воду.

   -        Формировать положительное отношение к водным процедурам.

    4. Физическое развитие

   -        Учить удерживать голову лежа на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого.

   -        Учить двигать руками, ногами, выпрямлять их, хватать руками и удерживать игрушки, поворачивать голову   в разные стороны.

   -        Учить приближать руки к лицу и рассматривать их.

   -        Учить поддерживаемым взрослым под мышки выпрямлять согнутые ноги, отталкиваться от опоры,         опираться на всю ступню.

 

  От 3 до 6 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

   -        Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

   -        Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.

  Сенсомоторное развитие:

-        Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.

-        Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.

-        Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.

-        Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).

-        Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).

-        Учить подражать движениям взрослого: похлопывать, стучать, сжимать, трясти игрушкой.

-        Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.

-        Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).

-        Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.

-        Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).

2. Стимуляция эмоционального развития

-        Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша знакомую мелодию, веселым играм со взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!»)

-        Учить смеяться, подражая смеху других людей; подражать мимике, голосовым интонациям взрослого.

3. Речевое развитие

-        Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.

-        Учить смотреть в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого «Где …?».

-        Учить подражать голосовым (выразительным) интонациям взрослого: «чихать», «покашливать», «смеяться».

-        Учить оборачиваться на свое имя.

4. Социальное развитие

-        Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать е во время сосания.

-        Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.

5. Физическое развитие

-        Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.

-        Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.

-        Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.

-        Учить дотрагиваться руками до своего тела.

-        Учить тянуть руку к понравившейся игрушке.

 

От 6 до 9 месяцев

1. Стимуляция познавательного развития

-        Продолжать развивать активные движения рук.

-        Совершенствовать восприятие предметов.

-        Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.

-        Формировать подражание действиям взрослого.

-        Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.

-        Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.

-        Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве. 

Сенсомоторное развитие:

-        Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.

-        Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.

-        Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.

-        Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

-        Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.

-        Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.

-        Учить осознанно класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).

-        Учить проталкивать предметы (шароброс, дидактическая коробка).

-        Учить прокатывать предметы, толкать игрушку от себя.

-        Учит снимать предметы с опоры.

-        Учить рассоединять один или два предмета, состоящих из двух взаимосвязанных частей (вытаскивать грибки, втулки из отверстий, открывать матрешки).

-        Учить открывать коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.

-        Учить выполнять двухактные противоположные действия: выкладывание – вкладывание, снятие – нанизывание, рассоединение – соединение.

2.Стимуляция эмоционального развития

-        Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.

-        Учить проявлять интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду в разных ситуациях.

-        Учить адекватно реагировать на резкий тон взрослого, при виде незнакомого человека, при неумении выполнить действие.

3.Речевое развитие

Понимание речи:

-        Учить поворачиваться в ответ на имя.

-        Учить реагировать на вопрос «Где …?» поворачиванием головы в сторону названного предмета.

-        Учить использовать указательный жест.

-        Учить по просьбе взрослого находить взглядом одну из трех игрушек.

-        Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку («Дай …»).

-        Учить понимать слова «ложись», «вставай», «на», «брось», «возьми» и др.

-        Учить понимать назначение отдельных предметов (чашка, лолжка, расческа и др.).

Активное воспроизведение звуков речи:

-        Учить повторять за взрослым слоги и звуки.

-        Учить подражать выразительным звукам (гудеть, лаять, мяукать и др.).   

4.Социальное развитие

-        Учить тянуть руки к подносимой чашке, поддерживать чашку снизу двумя руками, направлять ее ко рту, пить.

-        Учить держать в руке ломтик хлеба, печенья, сушку, подносить ко рту, откусывать, обсасывать.  

5. Физическое развитие

-        Учить быстро ползать в разных направлениях.

-        Учить влезать на четвереньках на подушку, возвышения.

-        Учить садиться из положения лежа.

-        Учить сидеть ровно самостоятельно.

-        Учить ложиться из положения сидя.

-        Учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя).

-        Учить подпрыгивать, держась за барьер.

-        Учить стоять при поддержке за одну руку.

-        Учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки.

-        Учить передвигаться приставным шагом, держась за опору.

-        Учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

 

От 9 до 12 месяцев

1.Стимуляция познавательного развития

-        Совершенствовать навыки исследовательских действий.

-        Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.

-        Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.

-        Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.

-        Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).

-        Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.

Сенсомоторное развитие:

-        Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.

-        Учить строить башню из двух кубиков.

-        Учить закрывать и открывать крышечки.

-        Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.

-        Учить подражать игровым действиям.

-        Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.

-        Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.

-        Учить вставлять меньший стаканчик в больший.

-        Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.

-        Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.

Развитие наглядно-действенного мышления:

-        Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».

-        Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.

-        Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).

-        Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.

-        Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).

-        Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.

-        Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.

2. Стимуляция эмоционального развития

-  Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.

  • Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.
  • Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.
  • Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.
  • Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.

3. Речевое развитие

Восприятие речи:

Формировать умение слушать и концентрировать внимание:

  • Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.
  • Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.
  • Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.

Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые        указания:

  • Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.
  • Оборачиваться, услышав своё имя.
  • Прерывать занятие, услышав строгое замечание.
  • Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.
  • Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).
  • Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.

Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

  • Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.
  • Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.

Понимание речи:

  • Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи …». Выполнять знакомые действия с игрушкой.
  • Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
  • Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».
  • Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).
  • Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья» когда кто-то уходит; когда уходит сам.
  • Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь:

  • Учить произносить 10-12 слов облегченно.
  • Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».
  •  Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.
  • Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.

4. Социальное развитие

-        Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.

-        Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).

-        Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.

-        Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.

-        Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.

-        Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.

-        Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.

-        Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течении 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.

-        Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».

5. Физическое развитие

-        Учить подползать под препятствие.

-        Учить вползать и сползать по наклонной поверхности.

-        Учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол.

-        Учить стоять без опоры.

-        Учить приседать, выпрямляться, наклоняться.

-        Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

-        Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

-        Учить подниматься на лесенку детской горки приставными шагами (с помощью взрослого).

-        Учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.

-        Учить подражать знакомым движениям взрослого, простым движениям сверстников.

Развивающие игры и упражнения для детей от рождения до 1 года

Игры на развитие физического контакта

Ребенок лежит животиком на груди у взрослого. Взрослый дует на волосики ребенка, поглаживает по спинке. Как только ребенок пытается поднять голову, нужно улыбнуться, поговорить с ним.

Ребенок лежит на спине на приподнятых наклонных коленях взрослого. Взрослый берет ручки ребенка, прикасается к ним губами, дует на ладошки, покусывает пальчики, подносит кулачок ребенка к его ротику.

Взрослый берет ножки ребенка, показывает их ребенку, похлопывает стопами, как ладошками, толкает ножками ребенка себе в грудь.

Игра с лицом ребенка.

Потормошите малыша, погладьте его шейку, головку, потрогайте щечки, легонько пощипайте губки, указательным пальцем нажмите на подбородок, сомкните губки. При этом взрослый своей мимикой очень активно показывает, как закрываются глаза, как улыбаются губами, как закрывается рот

Игра «Ку-ку». Взрослый накрывает свое лицо платком и рукой ребенка, затем со словами «Ку-ку» убирает платок и руку. Повторяет несколько раз, потом меняется с ребенком ролями. Взрослый, разжимая кулачок ребенка, вкладывает указательный палец ему в ладошку и зажимает в кулачок, приподнимает ребенка.

Игра «Едем на лошадке». Ребенок у взрослого на коленях, взрослый, покачивая ребенка, произносит потешку «По кочкам, по кочкам». Все остальные упражнения тоже сопровождаются неоднократным повторением приговорок, потешек, напевок:

 

Большие ножки,

Маленькие ножки.

Еду-еду к бабе, к деду.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!

Где наши ножки?

А вот наши ножки!

А где лобик у Алешки?

А вот лобик у Алешки!

Уважаемые родители!

Выполнение предложенных рекомендаций позволит вам приобрести опыт взаимодействия со своим ребенком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут вашему ребенку освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их. Важно, что в этом вы являетесь его главными помощниками и общение малыша с вами носит позитивный характер. В процессе игры у вашего ребенка будет расти чувство доверия к вам и к окружающему миру.

 

свернуть