РУС БЕЛ ENG

Рекомендации педагогам

Сенсорная интеграция и ее нарушения

Сенсорная интеграция и ее нарушения

 Сенсорная интеграция – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.

Нарушение сенсорной интеграции – это неправильная обработка сенсорной информации, которая идет от органов чувств к различным центрам головного мозга. Нарушения сенсорной интеграции могут быть: слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера.

 

На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

 Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

 

Диагностировать нарушения можно при помощи таких методик как:

- Наблюдение за спонтанной активностью ребенка (игровой и сенсомоторной и др.)

- Интервью с родителями и анкетирование

- SIPT – опросник сенсорной интеграции

- Опросник ДАН

- Нейропсихологическая диагностика

свернуть

Значение словесных игр в умственном развитии детей

Значение словесных игр в умственном развитии детей

Одной из основных задач умственного развития детей дошкольного возраста является развитие логического мышления, памяти, речи. Эти неразрывно связанные между собой процессы формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Нам в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная игра.

В словесной игре дети учатся размышлять о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры учат опираться в решении задач на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Словесные игры таят в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, т.к. мы сами можем варьировать условия этих игр в зависимости от поставленной задачи.

Словесные игры мы, конечно же, знаем и используем в своей работе. Например, для самых маленьких детей всем известны игры – потешки, созданные нашим народом: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Идет коза рогатая» и другие.

Для детей среднего дошкольного возраста мы проводим такие игры, как «Подскажи словечко», «Кто как кричит?», «Не прерви цепочку», «Скажи наоборот» и т.д.

Словесные игры очень важны для подготовки детей к школе. В старшем дошкольном возрасте мы играем в такие игры, как «Краски», «Фанты», «Черного и белого не носить, «да» и «нет» не говорить», «Смешной телефон» и многие другие.

Такие игры не требуют специального материала, определенных условий, а требуют лишь знание правил игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые словесные игры будут способствовать развитию логического мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, с использованием необходимых знаний.

Общие советы для проведения словесных игр:

Мы, педагоги, должны четко представлять цель игры, ее ход, свою роль с учетом возраста детей, роль ведущего обычно выполняет взрослый, детям младшего и среднего возраста это трудно. При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль педагога. Он больше советует, поощряет находчивых, больше уделяет внимания застенчивым детям, медлительным, менее сообразительным.

В начале игры необходимо создать игровое настроение. Например: «Поиграем мы в игру, а в какую – не скажу! Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!»

Нужно создать условия для умственной активности всех детей или большей части группы детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что несколько детей заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого - то одного; в этом случае используют считалочку или брошенный мяч.

В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его в других условиях.

Выбор словесной игры определяется с учетом возрастных особенностей детей.

При проведении словесных игр особое место должно быть уделено правилам игры. Любая словесная содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит успех игры, В начале игры педагог наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что, если они не будут выполняться, игра прервется. Таким образом, можно утверждать, что словесные игры являются эффективным средством развития мышления, речи, памяти.

 

свернуть

Организация пространственной среды аутичного ребенка

 

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую терапевтическую значимость.
По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на:

1. бытовое (прием пищи, подготовка ко сну, туалет и т.д.);

2. игровое (место для разнообразных игр);

3. учебное (место для специальных развивающих занятий);

4. ближайшее социальное окружение (лестничная клетка, детская площадка, магазин, улица).

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал себя в безопасности. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий. 

Первое условие безопасность:

1. обставить устойчивой мебелью, без острых углов, так как у ребенка с аутизмом часто отсутствует «чувство края» и в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия;

2. в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).
Второе условие - обеспечение комфорта и уюта:

1. оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах;

2. электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза. Третье условие наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната - это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения:

1. столик со стульчиком или парта;

2. детские книжки для домашней библиотеки должны быть специально подобраны:

■ с учетом возраста и предпочтений ребенка;

■ понятные ему;

■ без абстрактных и фантастических сюжетов;

■ полезные для освоения окружающего мира;

■ вызывающие положительные эмоции.

3. игрушки:

■ деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;

■ разнообразные пирамидки, матрешки;

■ звучащие игрушки, набор игрушечных музыкальных инструментов;

■ игры для развития мелкой моторики-мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;

■ развивающие игрушки (лото, домино, разрезные картинки и др.);

■ игрушки для сюжетно-ролевых игр - куклы, мягкие, резиновые игрушки, машинки, кукольные домик, мебель, аптечка, посуда.

4. материалы для творчества:

■ цветные карандаши, фломастеры;

■ акварельные и гуашевые краски;

■ пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте;

■ цветная бумага и картон;

■ пластилин.

5. спортивное оборудование для физического развития ребенка:

■ шведская стенка;

■ обручи, скакалки, мячи;

■ велосипед;

■ самокат.
Четвертое условие - поддержание порядка.

1. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок - все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.
2. Вводите новые приятные ребенку детали, например, развесьте на стене его рисунки, выберите с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.

3. Создайте эмоционально положительное настроение: обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер. Пространство квартиры в большинстве случаев связано с освоением ребенком бытовых навыков. Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого следует, во-первых, комментировать разнообразные бытовые моменты (например: мытье рук). Во - вторых, вовлекать ребенка в работу по дому (приготовление обеда, мытье посуды, засыпание порошка в стиральную машину и т.д.). Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит малыша новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в социальном контексте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями и т.д.

Покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на враждебной территории», необходимо помочь ему:

■ шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт;

■ постепенно обживать новые участки пространства;

■ в общении с другими детьми;

■ научиться выбирать в магазине продукты;

■ осваивать новые маршруты, разнообразить их.

Гуляя на улице, описывайте все, что видите по дороге, причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция - плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.

Основные правила при проведении дальних прогулок:

1. осваивайте пространство постепенно;

2. готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет;

3. приучайте пользоваться ребенка общественным транспортом (можно взять с собой любимую игрушку и т.д.)

4. места для посещения выбирайте осторожно, для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей;

5. посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке;

6. действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному: так в любой момент он захочет уединиться - найдите такое место, где можно передохнуть, а если ребенок захочет вернуться домой - не противьтесь, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет сопротивляться отправиться в путешествие;

7. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.

Практика работы с аутичным ребенком показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнуть лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

свернуть

Об ответственности за участие в несанкционированных массовых мероприятиях

Однако при этом сознательно умалчивается, что в Международном пакте Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» особо подчеркивается, что реализация этих прав налагает особые обязанности и особую ответственность, в связи с чем пользование правами на свободу выражения своего мнения и мирные собрания может быть ограничено национальным законодательством в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц (статьи 19 и 21 Пакта).

Порядок организации и проведения массовых мероприятий предусмотрен Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон о массовых мероприятиях), положения которого направлены на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан по выражению общественно-политических интересов, в том числе выражению протеста, отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций.

Для этого предусмотрены такие массовые мероприятия как митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование.

Организаторами этих массовых мероприятий могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более тысячи человек. Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше тысячи могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

В зависимости от предполагаемого места проведения массового мероприятия законодательством предусмотрен различный порядок организации такого мероприятия.

Для проведения массового мероприятия в установленных Мингорисполкомом постоянных местах их проведения (это парк Дружбы народов, парк имени 50-летия Великого Октября, парк им. Н.Грековой, Киевский сквер, скверы Жукова и «Тучинский») необходимо письменное уведомление, направляемое организатором массового мероприятия в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.

Для проведения массового мероприятия в иных местах организатором за 15 дней до планируемой даты подается в Минский горисполком заявление с обязательством об их ответственности.

О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор, а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

При этом организаторам придется учитывать некоторые ограничения. Не допускается проведение массовых мероприятий на Октябрьской площади, площадях Независимости и Победы, на проспекте Победителей, проспекте Независимости на участке от площади Независимости до площади Калинина, на территории, прилегающей к зданию государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси», а также на объектах метрополитена, вблизи зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, учреждений здравоохранения, судов, органов прокуратуры.

Во время массового мероприятия запрещено препятствовать движению транспорта и пешеходов; устанавливать палатки, иные временные сооружения; препятствовать сотрудникам органов внутренних дел выполнять служебные обязанности; пользоваться незарегистрированными флагами, вымпелами и пр.

Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Если порядок нарушен, наступает ответственность. В зависимости от последствий – административная или уголовная.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП за участие в несанкционированном митинге грозит предупреждение, или административный штраф до 30 базовых величин, или арест. Если имело место участие за деньги, то штраф составляет от 30 до 50 базовых величин либо может быть применен арест (ч. 4 ст. 23.34 КоАП).

Если в ходе несанкционированного массового мероприятия причинены телесные повреждения окружающим или нанесен ущерб в крупном размере, то наступает уголовная ответственность их организаторов, предусмотренная ст. 369-3 УК. Это арест либо ограничение или лишение свободы на срок до трех лет.

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооруженного сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожения имущества признают массовыми беспорядками. Такие действия участников влекут за собой привлечение к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 293 УК. Санкцией данной статьи установлено лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Согласно ч. 2 ст. 23.34 КоАП организация или призыв к организации несанкционированного массового мероприятия может повлечь за собой штраф от 20 до 40 базовых величин или административный арест, а для юридического лица – от 20 до 100 базовых величин.

свернуть

Памятка педагогам по работе с учащимися и их родителями в зависимости от типа семьи

Памятка педагогам по работе с учащимися и их родителями в зависимости от типа семьи

  1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей педагог может

 применить следующую стратегию:

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать

свое к ней отношении.

  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
  • Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию

матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

 2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют  алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

    Задача педагога– терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

    3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В  такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

          Задача педагога – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ним консультаций, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача педагога – изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром. Хорошо помогает «дипломатический подход» при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

  Задача педагога – доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения

отцов и матерей в воспитательную работу класса.

Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует

приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 

1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.

2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.

3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

4.Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.

6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

11. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

12. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.

13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.

14. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.

15. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.

16. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

17. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

18. Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.

19. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

20. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.

СВЕРНУТЬ
свернуть