РУС БЕЛ ENG

Дом без насилия

Памятка для родителей по профилактике насилия в семье

 

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Стратегии предупреждения насилия

— Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

— Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

— Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

— Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

— Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

— Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

— Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

 

К ребёнку относятся жестоко, если используют:

  • угрозы бросить его,
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам, используют свои привилегии: обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым.

Исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребёнка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?»

(А.С. Макаренко).

 

Проявления эмоционального и психологического насилия

 — запугивание ребёнка:

— ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

— используют для запугивания свой рост, возраст,

— на него кричат,

— угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребёнка, друзьям, животным и так далее).

— использование силы общественных институтов – религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

— использование изоляции – контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • используют его в качестве доверенного лица,
  • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность,
  • ребёнка стыдят,
  • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

 

 Помните, что вы можете помочь своему ребёнку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

 

Подумайте: может быть, поступок ребёнка, за который вы его наказываете, — это сигнал тревоги, говорящий, что ребёнок попал в трудную ситуацию.

 

Памятка для родителей 

по вопросам половой  неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребёнка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребёнку усвоить «Правило пяти нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

Нельзя садиться в чужую машину.

Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребёнка всегда отвечать «Нет!»

Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

Если за ним в школу или детский сад пришёл посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришёл незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

 Это важно помнить родителям!

Уважайте своего ребёнка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребёнка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребёнка.

Если Вы заметили странность в поведении ребёнка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

  

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

Не оставляйте на улице маленького ребёнка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.

- Запретите ребёнку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

- Объясните ребёнку правила поведения, когда он остаётся один на улице либо дома;

- Расскажите ребёнку, что если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперёд;

- Необходимо знать, какие передачи ребёнок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребёнка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребёнок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребёнок контактирует в сети.

- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулём автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните её цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

- Предложите ребёнку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.           

- Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребёнка.

- Постройте с ребёнком тёплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

 

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5]

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

Проблема насилия в семье 

Все мы в детстве часто слышали фразу «Мой дом – моя крепость», но, став взрослыми, далеко не всегда можем сказать то же самое о своем доме. Как это ни печально, находиться рядом с самыми, казалось бы, близкими людьми порой бывает небезопасно.

 

Конечно, можно долго рассуждать о том, что бить тех, кто слабее тебя, очень нехорошо, но проблема семейного насилия, увы, становится все более и более актуальной. По данным статистики, в каждой четвертой семье отмечаются случаи домашнего насилия. К сожалению, в нашей стране не уделяют должного внимания этому вопросу, а то и просто закрывают глаза на него, и только в крупных городах существуют центры, которые помогают жертвам семейного насилия. В этой статье мы хотим рассказать, как определить домашнего тирана и что делать, если вы стали жертвой насилия в семье. 

Кто склонен к домашнему насилию

Люди, которые склонны к насилию, в большинстве своем являются слабыми, с заниженной самооценкой. Опуская других до своего уровня, такой человек пытается доказать им и самому себе свое превосходство. Обычно «домомучители» на самом деле отличаются изрядной неуверенностью в себе, но самое главное – это чаще всего те, кто сам подвергался насилию в детстве. Став взрослыми, они так же, как некогда их старшие родственники, выплескивают весь негатив на членов уже своей собственной семьи, унижают их. Именно поэтому в наши дни семейное насилие так распространено.

 

Неуверенность в себе – это неумение просить и корректно высказывать свое мнение. Неуверенный человек зачастую даже не пытается объяснить что-то жене или детям, он сразу пускает в ход кулаки. К тому же у таких людей обычно еще и отсутствуют понятия объективности и заслуженности, в то время как стремление к лидерству очень велико, особенно в общении с теми, кто не может дать им достойный отпор. Ведь насилие в семье – это не только рукоприкладство, но и унижение, угнетение и сексуальное насилие. Часто такие агрессоры сами не осознают, что могут нанести серьезный вред здоровью другого человека, но в то же время они хорошо чувствуют, к кому можно проявлять агрессию, а к кому – нет. Как правило, такой «домашний беззаконник» пользуется уважением в обществе и никогда ни в чем не бывает заподозрен.

 Как распознать в мужчине домашнего тирана

 

Если вы не хотите стать жертвой домашнего насилия, вам нужно научиться распознавать потенциальных домашних тиранов еще до брака. Вот те черты, которые показывают, что мужчина способен на домашнее насилие.

 

Неуважительное поведение по отношению к вам.

 

Помните: если мужчина относится к вам неуважительно, унижает, высмеивает при посторонних, то это знак того, что он вас просто ни во что не ставит. Это является благоприятной почвой для насилия. Если вы начинаете жаловаться и говорить, что вам такое отношение не нравится, следующим шагом мужчины, возможно, станет усиление контроля над вами и непосредственно само насилие.

 

Может быть, для кого-то это прозвучит удивительно, но есть другая сторона неуважения – когда партнер обращается с вами как с дорогой покупкой и считает вас полностью идеальной. Многие женщины хотели бы, чтоб мужчина им поклонялся, но не стоит забывать, что в таком случае он видит не вас, а свою фантазию. И если вы перестанете соответствовать его представлениям, то он, скорее всего, обозлится и начнет грубить, распускать руки. Честно говоря, если сравнить того мужчину, который оскорбляет и унижает свою спутницу жизни, и того, который идеализирует ее, то разница будет не такая уж и большая. Ведь в обеих этих ситуациях они не видят в женщине личности и не уважают ее.

 

Мужчина неустанно контролирует вас.

 

Постоянный контроль – самый верный признак, что мужчина может быть деспотом. Но чрезмерность контроля не всегда удается сразу осознать. Ведь, как правило, на первом этапе отношений такое поведение мужчины воспринимается как доказательство его чувств к вам. Сначала он просто советует, как вам стоит одеваться и краситься, какой стиль одежды выбирать, затем начинает плохо отзываться о ваших друзьях и родственниках. Потом его комментарии превращаются в требования, неисполнение которых может спровоцировать жестокость и грубость.

 

Мужчина постоянно ревнует.

 

Некоторым женщинам нравится, когда мужчины их ревнуют, но ревность ревности рознь. Если женщина на глазах своего партнера начинает заигрывать с другим, то в этом случае ревность вполне обоснована. Но если он ревнует безо всякого на то повода и доходит даже до ревности к подругам и друзьям, то стоит насторожиться. Ведь такая ревность говорит о том, что мужчина не уверен ни в вас, ни в себе.

 

Ревность является одним из признаков того, что мужчина может стать домашним тираном. Конечно, если мужчина ревнует, но не показывает этого, опасаться нечего, но если он частенько устраивает скандалы по любому поводу, а то и без него, стоит призадуматься. К сожалению, очень часто за любовь принимается не что иное, как чувство собственности.

 

Если кавалер постоянно докучает вам звонками с вопросом, где вы находитесь и чем занимаетесь, или хочет, чтобы все свободное время вы проводили с ним, – это совсем не значит, что ему не хватает общения с вами. Скорее всего, он просто хочет заявить свои права на вас. Кстати, то же самое касается и женщин, ведь прекрасные дамы тоже порой оказываются самыми настоящими семейными диктаторами. Ни женщина, ни мужчина не обязаны кардинально менять свою жизнь (если, конечно, они сами этого не хотят) только затем, чтобы потешить самолюбие партнера и пойти у него на поводу.

 

Мужчина никогда не признает свою вину.

 

Если вы замечаете, что в любых проблемах мужчина всегда винит кого-то другого, но не себя, то это верный признак того, что в скором времени во всех проблемах он будет винить только вас. И еще, мужчины такого типа очень часто дают ложные обещания, а когда не выполняют их, то всегда находят тысячи причин, чтобы оправдаться.

 

Вот еще несколько признаков, по которым можно определить «домашнего насильника»:

 

он злоупотребляет алкоголем;

он употребляет наркотики;

он иногда силой принуждает вас к сексу;

он негативно относится к женщинам вообще.

Виды домашнего насилия

 

Существуют несколько основных разновидностей насилия в семье: психологическое, эмоциональное, экономическое и сексуальное насилие. Поговорим о них более подробно.

 

Психологическое насилие – это оскорбления, шантаж, угрозы, запугивание, контроль над жизнью жертвы, принуждение к каким-либо нежелательным действиям. Это самый распространенный тип семейного насилия. Следует отметить, что если другие виды насилия определить легко, то признаки психологического насилия заметны редко, но его последствия очень часто бывают крайне тяжелыми. Кроме того, оно обычно проявляется в совокупности с другими видами насилия.

 

Нередко черты психологического насилия прослеживаются в обращении родителей с детьми: это могут быть враждебное отношение, безразличие, унижение, в результате которых происходит снижение самооценки у ребенка или подростка. Со временем у маленького человека крепнет уверенность в том, что он плохой, никчемный, не заслуживающий любви и вообще ровным счетом ничего из себя не представляет. Впоследствии такой ребенок вырастает с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе и еще множеством комплексов, которые он будет вымещать уже на своих близких – жене (муже) и детях.

 

Эмоциональное насилие – это постоянная критика со стороны партнера (слишком толстая, глупая, плохо одеваешься, некрасивая и т.д.), унижение на людях. С целью манипуляции мужчина может обманывать, приукрашать действительность. Муж берет под свой контроль семейный бюджет, и чтобы купить какую-нибудь мелочь, жена всегда должна спрашивать разрешение мужа. Партнер или муж запрещает женщине общаться с родственниками и друзьями без его присутствия. Он постоянно внушает женщине, что без него она никто и ничто. После того, как женщина будет думать о себе, как о полном ничтожестве, мужчина может пустить в ход и физическое насилие.

 

Физическое насилие – к физическому насилию относится не только рукоприкладство, но и пощечины, шлепки и пинки. Если мужчина хоть раз ударил вас, не верьте в его раскаянье и обещания, что это больше не повториться. После первого же избиения нужно предпринимать радикальные меры, иначе побои будут повторяться все чаще и чаще, вплоть до летального исхода жертвы.

 

Экономическое насилие заключается в том, что один из партнеров не позволяет другому работать, распоряжаться семейным бюджетом, контролирует каждую покупку. В большинстве случаев такому насилию подвергаются женщины и подростки. Муж-тиран запрещает жене выходить на работу, берет все расходы на себя, а когда та оказывается в полной финансовой зависимости от него, в ход идут издевательства, рукоприкладство и шантаж.

 

Сексуальное насилие – принуждение заниматься сексом против воли женщины. Порой мужья-насильники заставляют жен заниматься сексом после избиения, просматривать порнографические фильмы и повторять действия персонажей.

 

Как бороться с насилием в семье

 

Очень часто женщины терпят домашнее насилие и никому на него не жалуются, потому что боятся осуждения со стороны окружающих. Обычно жертвы семейного насилия думают, что сами заслужили такое отношение к себе. Многие боятся нестабильности, которая им грозит, если они уйдут от мужа. 

Также весьма важным фактором, по причине которого женщины продолжают жить с семейными деспотами, является наличие детей. Очень часты случаи, когда муж, обладающий деньгами и властью, угрожает, что при разводе дети останутся с ним и жена больше никогда их не увидит.

 

Если вы решились уйти от мужа-тирана, то следует заранее разработать план действий и подстраховаться на всякий случай:

 

Если муж или сожитель в очередной раз избил вас, сходите в больницу и зафиксируйте факт нанесения побоев. Это поможет потом при разводе.

 

Заранее соберите ключи от квартиры, документы, необходимые вещи и, если есть возможность, деньги. Спрячьте все это в надежном месте, например, у родителей или у друзей.

 

Не угрожайте уходом. Если вы будете угрожать, но при этом ничего не делать, муж просто не отнесется к вашим словам серьезно, да и сами вы вскоре потеряете веру в то, что вам удастся уйти. Если же муж и поверит в ваши намерения, то от этого может стать только хуже: кто знает, какие шаги он предпримет, чтобы «сыграть на опережение».

 

Заранее найдите людей, у которых вы сможете пожить первое время. Желательно, чтобы они не были знакомы вашему мужу.

 

Не уходите из квартиры без вещей и документов, иначе через некоторое время вы вынуждены будете вернуться к агрессору, и последствия этого могут оказаться отнюдь не радужными.

 

Если у вас есть дети, сделайте все возможное, чтобы они не стали жертвами домашнего тирана. Если насилие над детьми уже совершено, расскажите об этом как можно большему количеству людей. Потом они смогут стать свидетелями на суде.

 

И последнее, что хотелось бы сказать, никогда не утаивайте от родственников и друзей факты насилия в семье. Знайте: вам нечего стесняться и в том, что происходит, вы не виноваты. И помните, что если партнер применил физическое или сексуальное насилие, то в 95% случаев одним разом это не ограничивается. Не стоит верить его обещаниям и клятвам, что такое больше не повторится. Как бы вы ни любили своего партнера, сразу после первого избиения или сексуального насилия принимайте радикальные меры, пока не стало слишком поздно.

Конфликты в нашей жизни. Навыки конструктивного поведения 

 

Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для развития и результата конфликта. Есть следующие стратегии поведения участников конфликта: 

  1. доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость); 
  2. уход (избегание, игнорирование); 
  3. уступчивость (иногда обозначается как приспособление); 
  4. сотрудничество (кооперация, интеграция). 
  5. компромисс. 

 Деструктивные стратегии поведения в конфликте 

Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов. 

  1. Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не…, то я …» Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству». 
  2. Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)». Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Вы постоянно делаете ошибки в самых простых ситуациях». 
  3. Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы… (совсем не так компетентны, правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других». 
  4. Уклонение от обсуждения проблемы. Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы». 

Лесть. Примеры: «Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».  

Среди наиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная «психологическая редукция»,сведение возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника (или участников) конфликта. Работник жалуется на плохую организацию труда или несправедливость руководителя, а его обвиняют в «скандальности». С помощью этого приема занятая человеком позиция интерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и тем самым обесценивается. При этом ему наносится «эмоциональный удар», нередко вынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя. 

Другой прием — это «привязывание» неустраивающего поведения работника к интересам группы, состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы в целом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человека со стороны группы. 

Следующий прием ослабления позиции партнера — это его компрометация, причем какие бы зоны ни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, в конечном счете, ослабляет его позицию. 

Кроме упомянутых приемов воздействия на «конфликтующего» мы сталкивались и с другими тактиками «силового» воздействия на человека: «застать врасплох», «найти уязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью», наконец, использование угроз и других способов наиболее грубого давления. Все они, однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы «подавить» партнера. 

Методы воздействия могут включать в себя и «мягкие» приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Все приемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей. 

Е. Доценко на основе анализа работ разных авторов выделил пять групп признаков, характеризующих манипуляцию: 

  1. психологическое воздействие как родовой признак понятия; 
  2. отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей; 
  3. стремление получить односторонний выигрыш; 
  4. скрытый характер воздействия; 

Использование (психологической) силы, игра на слабостях.  

Стратегии конструктивного поведения 

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по Станиславу Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации. 

Таблица 1. Конструктивный спор по  Кратохвилу : стиль спора  

Конкретность 

В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению. 

Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу. 

Вовлеченность 

Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». 

Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д. 

Коммуникация 

Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». 

Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум». 

«Честная игра» 

Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. 

Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место. 

Таблица 2. Конструктивный спор по  Кратохвилу : результат спора  

 

+ 

 

Информативность 

Что-то узнал(а) или получил(а), научился чему-то новому. 

Не узнал(а) ничего нового. 

Отреагирование 

Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. 

Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось. 

Сближение 

Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство. 

Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены. 

Улучшение 

Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. 

Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить. 

 

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. 

Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента. Тем самым, оба партнера постепенно приходят к одному выводу. Метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним. Метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т. д.  

Фильм для родителей "Профилактика педофилии"

подробнее...

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

подробнее...