О половом воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями
О половом воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями
Ведущую роль в половом воспитании детей играет семья. Однако практика показывает, что у родителей имеется немало проблем в этой области. Что надо знать о физических различиях девочек и мальчиков, о гигиене девочек и мальчиков? Какова роль отца и матери в половом воспитании детей?
Но за помощью в решении данных проблем родители, как правило обращаются не к педагогам, а к другим родителям. Часто они не получают квалифицированную помощь, и проблемы остаются нерешенными. Это нередко приводит к ошибкам, а ошибки в половом воспитании недопустимы. Здесь особенно важно руководствоваться принципом «Не навреди!». Известно, что у детей с тяжелыми и множественными нарушениями отмечаются различные нарушения интеллекта и личности, провоцирующие значительные сложности в общении и взаимодействии с взрослыми и детьми в семье и вне дома.
На нарушение социальной адаптации данной категории детей и подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями, достигающие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся чрезмерно возбудимыми и не могут найти выход своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в сексуальных действиях. Таким образом они становятся той частью молодежи, которая часто подвержена сексуальной эксплуатации.
Половая идентичность у детей с тяжелыми и множественными нарушениями часто из-за интеллектуального снижения формируется фрагментарно или вообще не формируется. Осведомленность детей о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта. Информированность о своем поле выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.
Основные проблемы
1.Половое влечение протекает на бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.
2.Половое развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями часто опережает интеллектуальное развитие. Как правило половое влечение у них наступает позднее, чем у их сверстников.
3.Половое развитие характеризуется гиперсексуальностью (повышенной сексуальной активностью с агрессивным поведением).
Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям полов. Им доступна информация о внешнем виде себя и других детей, о вторичных половых признаках, в том числе гениталиях («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки любят носить платья»). В обращении к ребенку периодически использовать название его пола («Что будет сегодня пить , моя девочка?», «Что сегодня наденет в школу, мой мальчик?»). Сильная симбиотическая связь ребенка и родителя, которая не позволяет его принять как самостоятельную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей. Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является факт длительного временного промежутка, который ребенок провел с матерью, из-за чего отец для ребенка может стать менее привлекательной фигурой. Особую тревогу вызывает мастурбация детей и невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит.
Что можно предложить?
- Формировать представления у ребенка о своей половой принадлежности и о половой принадлежности противоположного пола. При этом базовыми понятиями должны стать внешние данные ребенка и окружающих его людей. Доносить эту информацию необходимо через упрощенную лексику с опорой на внешние признаки. («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки носят платья»).
2.Формировать поведения адекватно половой принадлежности.
- Формировать представлений об основных правилах гигиены.
- Мастурбация является способом овладения своим созревшим телом. Полное ограничение может привести в будущем к проявлениям «сексуальной» агрессии.
- Дети должны знать, когда и где они могут себя трогать
- Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям
Безопасность.
Родители (законные представители) обязаны обеспечить постоянный контроль за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями. Степень контроля может быть как минимизирована или достигать максимума. Это будет зависеть от возраста ребенка, ситуации и уровня его интеллектуального развития.
Говорящих детей следует научить говорить:
- кто может к нему прикасаться и в каких местах (к органам);
- кто может попросить раздеться;
- какие прикосновений допустимы ;
- научить закрывать дверь в ванную комнату, туалет, раздевалку.
Кроме того:
- Называйте половые органы своими именами6 пенис, вагина, но не пестики и тычинки.
- Поощряйте правильное половое поведение детей («Молодец. Так ведут себя мальчики»).
- Отвлекайте от неправильного поведения. Если ребенок начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-нибудь в руки.
- Подарите вашим детям возможность испытать приятные моменты радости.
- Воспитывайте ваших детей согласно вашим представлениям о половом воспитании, но не забывайте об этом.
Что предлагает современная медицина
- Способы медикаментозного купирования сексуального возбуждения у детей с ОПФР (с длительным или периодическим приемом).
- Сублимация, то есть замена сексуальной энергии другой деятельностью, к примеру, физической активностью, творчеством (просто мять пластилин, насыпать природный материал в банки, разукрашивать поднос, коробку и т.д.)