РУС БЕЛ ENG

Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения  

Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения

 

Предметные  ресурсы

Игрушки, предметы не должны вызывать у детей негатива или страх. Специальная организация учебного помещения с обязательным наличием зон уединения, домиков для отдыха, адресное программно-методическое обеспечение, ориентированное на детей данной категории

Пространственная организация способствует его спокойствию, успешному обучению. Порядок, отсутствие отвлекающих деталей, наличие своего рабочего уголка делают плодотворнее деятельность. Важно, чтобы ребенок видел, где и чем он занимается: где он одевается, где играет, где кушает, а где может посмотреть книги, где можно попрыгать, а где можно побыть одному. При организации пространства взрослые используют положительное эмоциональное комментирование (здесь мы кушаем, здесь одеваемся). Это поможет сформировать простые бытовые стереотипы. Комфортно ребенку с аутистическими нарушениями будет в том помещении, которое соответствует следующим требованиям:

  1. Прежде всего, помещение должно вызывать у ребенка чувство комфорта, а не казаться им опасным, пугающим; для этого игрушки, предметы, другие материалы, наличие которых может вызвать у ребенка дискомфорт (знания о них педагог получает на предварительной беседе с родителями) должны быть удалены.
  2. Для занятий выбирается не слишком большое помещение, чтобы не провоцировать расторможенность в поведении ребенка. Если ребенок крайне тревожен, то желательно заранее выяснить, какая деталь обстановки может заинтересовать и успокоить его. Как правило, многих детей с аутистическими нарушениями привлекают аквариумы, картины или панно с нарисованными на них поездами, вагонами, автобусами, облаками.

3.Из доступного ребенку пространства удаляются опасные предметы, которые нельзя трогать (так как они могут напугать, разбиться, порезать и т.д.). С другой стороны, в помещении располагается достаточное количество разных интересных игрушек, любую из которых ребенок может посмотреть, потрогать, взять.

  1. В помещении необходимо наличие свободного прохода к выходу, чтобы ребенок всегда мог выйти и вернуться (под контролем педагога) 

Визуализация пространства

  1. Наличие закрепленных материальных опор и пространственных зон

Все зоны обозначаются пиктограммами (картинками с символами), отражающими определенную рабочую зону.

  1. Четкий отбор предметов, необходимых для обучения. Педагог изначально определяет, какие предметы будут использоваться в процессе обучения. Например, при обучении ребенка социально-бытовым умениям, таким как мытье рук, понадобиться мыло, полотенце для рук и т.д. При этом важно учитывать расстояние до предметов, фиксированное место их расположения, что способствует повышению самостоятельности детей. Для усвоения выполняемых действий их последовательность нужно обозначить схематично, схему следует расположить в этой же зоне. Пространство вокруг не должно быть перегружено предметами.
  2. Использование специальных контейнеров, ящиков для предметов. Ящики подписываются, можно прикрепить к ним фотографию ребенка. Задания в ящиках должны быть посильны для ребенка.

  Во время пребывания ребенка в учреждении выделяется свободное время для самостоятельного выбора им занятий. Создается зона отдыха, уголок уединения.

Организация учебного места

Специально оборудованное учебное место: стол, стул, стеллаж. Располагают их в тех местах, где ребенок не видит ни посторонние  предметы, ни людей, чтобы ему было достаточно трудно выйти из-за стола. При высокой тревожности у ребенка необходимо использовать ширмы или устанавливать рабочий стол таким образом, чтобы ребенок сидел за ним лицом к стене, спиной к остальным детям.

Размещение рабочих материалов

Материалы для занятий располагаются на стеллаже, слева от стола (если ребенок правша). Предметы, необходимые для работы, размещаются в разных коробках. Справа от стола размещается коробка с отработанным материалом. В работе с ребенком с аутистическими нарушениями эффективна позиция взрослого позади. В момент удачи взрослый находится лицом к лицу с ребенком.

 

 

 

Визуализация времени

 

Дети с аутизмом чувствуют себя спокойнее, если существует четкий распорядок дня. Последовательность действий в виде дневного расписания (режима дня) помогает детям видеть, что они будут делать сейчас, что осталось сделать до прогулки и т.д. Такое расписание надо расположить на доступном ребенку уровне восприятия. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка расписание может состоять из реальных предметов, в виде фотографий, картинок, схем. По мере выполнения очередного действия их либо закрывают, либо убирают, либо передвигают стрелку. Развернутое расписание хорошо использовать как в условиях дома, так и в условиях центра.

  Взрослые используют режим положительного эмоционального комментирования. Вначале распорядок дня лучше составить из приятных или нейтральных для ребенка занятий.

  При работе с данной категорией детей актуально использование поддерживающей коммуникации в виде карточек, символов, пиктограмм. Например, если ребенок хочет пить, взрослый предлагает ему вначале показать реальный предмет- чашку, а позднее карточку с изображением чашки. Если взрослый показывает тарелку, а затем рисунок тарелки, значит наступило время обеда.

Дидактический материал

При выборе игрушек следует помнить:

  • Наличие разнообразного ассортимента предметов помогает организовать различные формы взаимодействия;
  • Исключить игрушки, вызывающие у ребенка тревогу, страх. Сверхзависимость;
  • Действия с игрушками не должны приводить к травмам ни самого ребенка, ни окружающих.

Рекомендуемый набор игрушек:

  1. Лошадка-качалка
  2. Мыльные пузыри
  3. Неваляшка
  4. Юла
  5. 2-3 куклы
  6. 2-3 традиционные мягкие игрушки (кошка, собака, мишка)
  7. Матерчатые куклы для одевания на руку
  8. Мягкие пазлы
  9. Конструктор «ЛЕГО»
  10. Игрушечный транспорт
  11. Разноцветные мячи разного размера
  12. Детская баскетбольная корзина на стене
  13. Музыкальные инструменты (бубен, колокольчики)
  14. Игрушечные предметы обихода (кровать, стол, плита)

Для ребенка с аутистическими нарушениями важно, чтобы все предметы, которые он привык использовать и находить на определенном месте, всегда были именно там. Отсутствие игрушки на привычном месте может вызвать у ребенка аффективную вспышку, истерику. Педагогам (родителям) нужно следить, чтобы после занятий все возвращалось на свое место