Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения
Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения
Предметные ресурсы
Игрушки, предметы не должны вызывать у детей негатива или страх. Специальная организация учебного помещения с обязательным наличием зон уединения, домиков для отдыха, адресное программно-методическое обеспечение, ориентированное на детей данной категории
Пространственная организация способствует его спокойствию, успешному обучению. Порядок, отсутствие отвлекающих деталей, наличие своего рабочего уголка делают плодотворнее деятельность. Важно, чтобы ребенок видел, где и чем он занимается: где он одевается, где играет, где кушает, а где может посмотреть книги, где можно попрыгать, а где можно побыть одному. При организации пространства взрослые используют положительное эмоциональное комментирование (здесь мы кушаем, здесь одеваемся). Это поможет сформировать простые бытовые стереотипы. Комфортно ребенку с аутистическими нарушениями будет в том помещении, которое соответствует следующим требованиям:
- Прежде всего, помещение должно вызывать у ребенка чувство комфорта, а не казаться им опасным, пугающим; для этого игрушки, предметы, другие материалы, наличие которых может вызвать у ребенка дискомфорт (знания о них педагог получает на предварительной беседе с родителями) должны быть удалены.
- Для занятий выбирается не слишком большое помещение, чтобы не провоцировать расторможенность в поведении ребенка. Если ребенок крайне тревожен, то желательно заранее выяснить, какая деталь обстановки может заинтересовать и успокоить его. Как правило, многих детей с аутистическими нарушениями привлекают аквариумы, картины или панно с нарисованными на них поездами, вагонами, автобусами, облаками.
3.Из доступного ребенку пространства удаляются опасные предметы, которые нельзя трогать (так как они могут напугать, разбиться, порезать и т.д.). С другой стороны, в помещении располагается достаточное количество разных интересных игрушек, любую из которых ребенок может посмотреть, потрогать, взять.
- В помещении необходимо наличие свободного прохода к выходу, чтобы ребенок всегда мог выйти и вернуться (под контролем педагога)
Визуализация пространства
- Наличие закрепленных материальных опор и пространственных зон
Все зоны обозначаются пиктограммами (картинками с символами), отражающими определенную рабочую зону.
- Четкий отбор предметов, необходимых для обучения. Педагог изначально определяет, какие предметы будут использоваться в процессе обучения. Например, при обучении ребенка социально-бытовым умениям, таким как мытье рук, понадобиться мыло, полотенце для рук и т.д. При этом важно учитывать расстояние до предметов, фиксированное место их расположения, что способствует повышению самостоятельности детей. Для усвоения выполняемых действий их последовательность нужно обозначить схематично, схему следует расположить в этой же зоне. Пространство вокруг не должно быть перегружено предметами.
- Использование специальных контейнеров, ящиков для предметов. Ящики подписываются, можно прикрепить к ним фотографию ребенка. Задания в ящиках должны быть посильны для ребенка.
Во время пребывания ребенка в учреждении выделяется свободное время для самостоятельного выбора им занятий. Создается зона отдыха, уголок уединения.
Организация учебного места
Специально оборудованное учебное место: стол, стул, стеллаж. Располагают их в тех местах, где ребенок не видит ни посторонние предметы, ни людей, чтобы ему было достаточно трудно выйти из-за стола. При высокой тревожности у ребенка необходимо использовать ширмы или устанавливать рабочий стол таким образом, чтобы ребенок сидел за ним лицом к стене, спиной к остальным детям.
Размещение рабочих материалов
Материалы для занятий располагаются на стеллаже, слева от стола (если ребенок правша). Предметы, необходимые для работы, размещаются в разных коробках. Справа от стола размещается коробка с отработанным материалом. В работе с ребенком с аутистическими нарушениями эффективна позиция взрослого позади. В момент удачи взрослый находится лицом к лицу с ребенком.
Визуализация времени
Дети с аутизмом чувствуют себя спокойнее, если существует четкий распорядок дня. Последовательность действий в виде дневного расписания (режима дня) помогает детям видеть, что они будут делать сейчас, что осталось сделать до прогулки и т.д. Такое расписание надо расположить на доступном ребенку уровне восприятия. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка расписание может состоять из реальных предметов, в виде фотографий, картинок, схем. По мере выполнения очередного действия их либо закрывают, либо убирают, либо передвигают стрелку. Развернутое расписание хорошо использовать как в условиях дома, так и в условиях центра.
Взрослые используют режим положительного эмоционального комментирования. Вначале распорядок дня лучше составить из приятных или нейтральных для ребенка занятий.
При работе с данной категорией детей актуально использование поддерживающей коммуникации в виде карточек, символов, пиктограмм. Например, если ребенок хочет пить, взрослый предлагает ему вначале показать реальный предмет- чашку, а позднее карточку с изображением чашки. Если взрослый показывает тарелку, а затем рисунок тарелки, значит наступило время обеда.
Дидактический материал
При выборе игрушек следует помнить:
- Наличие разнообразного ассортимента предметов помогает организовать различные формы взаимодействия;
- Исключить игрушки, вызывающие у ребенка тревогу, страх. Сверхзависимость;
- Действия с игрушками не должны приводить к травмам ни самого ребенка, ни окружающих.
Рекомендуемый набор игрушек:
- Лошадка-качалка
- Мыльные пузыри
- Неваляшка
- Юла
- 2-3 куклы
- 2-3 традиционные мягкие игрушки (кошка, собака, мишка)
- Матерчатые куклы для одевания на руку
- Мягкие пазлы
- Конструктор «ЛЕГО»
- Игрушечный транспорт
- Разноцветные мячи разного размера
- Детская баскетбольная корзина на стене
- Музыкальные инструменты (бубен, колокольчики)
- Игрушечные предметы обихода (кровать, стол, плита)
Для ребенка с аутистическими нарушениями важно, чтобы все предметы, которые он привык использовать и находить на определенном месте, всегда были именно там. Отсутствие игрушки на привычном месте может вызвать у ребенка аффективную вспышку, истерику. Педагогам (родителям) нужно следить, чтобы после занятий все возвращалось на свое место