РУС БЕЛ ENG

Первые шаги к самостоятельности

С самого рождения жизнь ребёнка должна быть организована. Она состоит из ежедневных чередующихся и повторяющихся бытовых процессов: умывание, раздевание, одевание, прием пищи, пользование туалетом, сон. В раннем возрасте справиться с этими процедурами малышу помогают родители. Потом от ребёнка требуется много усилий для постоянного овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

У воспитанников Центра формирование умений и навыков самообслуживания самопроизвольно не происходит, поэтому их формирование у детей является жизненной необходимостью для них и их родителей. На это ориентирована вся деятельность педагогов в условиях Центра.

С чего же начинать формирование навыков самообслуживания у детей? Прямого ответа на этот вопрос нет, так как нарушения у каждого ребёнка очень вариативны и к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Обучение навыкам самообслуживания может проходить: на специально организованных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребёнка чувство уверенности в своих возможностях. Итак, начинаем:

определяем точно навык, который надо формировать, проговариваем ребёнку, что будем делать (например, сейчас мы будем мыть ручки);

сообщаем ребёнку чего от него хотят («открой кран»). Сообщение взрослого должно быть: кратким, чётким, последовательным;

указания произносим медленно и лишь в тот момент, когда ребёнок смотрит на взрослого, т.е. слышит его;

разделяем процесс на маленькие действия, которые ребёнок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам прочувствовать, что будет делать вместе с ребёнком, поэтому несколько раз выполняет действие, которому собирается обучить ребёнка;

показываем каждый шаг выполнения. Показ должен быть: чётким, неторопливым, последовательным.

 Цель образовательной области «Самообслуживание» заключается в том, чтобы помочь детям обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей и в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность. Данная цель реализуется через решение следующих задач: формирование навыка принимать пищу с максимально возможным снижением уровня оказываемой ребёнку помощи; формирование самостоятельности в действиях по одеванию и раздеванию с максимально возможным снижением уровня оказываемой ребёнку помощи; формирование санитарно-гигиенических навыков с максимально возможным снижением уровня оказываемой ребёнку помощи; овладение ребёнком навыками гигиенического ухода за своим телом с максимально возможным снижением уровня оказываемой ребёнку помощи.

При формировании навыка приёма пищи можно использовать дидактические игры «Обед у кукол», «Угостим кукол чаем», «Убери со стола», «Вымой посуду», «Готовим обед для кукол», «Полезная и вредная пища». Во время игры ребёнок учится правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, еду брать понемногу, жевать с закрытым ртом, пережёвывать пищу, есть не торопясь, не крошить хлеб, не стучать, не размахивать столовыми приборами, съедать, положенную на тарелку еду, выходя из-за стола, тихо ставить стул, соотносить время суток с приёмом пищи, соблюдать правила приёма пищи и культуру поведения за столом.

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Ребёнок учится умению снимать одежду в определённом порядке, расстегнуть пуговицы, снять брюки, аккуратно повесить, снять рубашку и аккуратно повесить её на брюки, снять колготки, повесить на рубашку, одеть в обратной последовательности. Справиться с этим помогут такие игры и упражнения: «Катя собирается на прогулку», «Портной», «Пуговица», «Приведи куклу в порядок», «Подберём куклам одежду», «Найди пару», «Посади цветочки на лужок».

Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Дети учатся подворачиванию рукавов одежды перед умыванием с помощью взрослого (по образцу и по словесной просьбе взрослого), мытью лица, рук в определённой последовательности, пользованию предметами личной гигиены в процессе умывания (твёрдое мыло, жидкое мыло, полотенце), пользованию бумажными полотенцами (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину), пользованию развёрнутым полотенцем для вытирания после умывания, открыванию и закрыванию кранов с помощью взрослого.

Для этого используются такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), «Водичка, водичка!», «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Пузырики», «Вымой кукле руки», «Умывалочка». Во время выполнения процедур особенно эффективно обыгрывание стихов и потешек.

Водичка, водичка,

умой мое личико,

чтобы глазоньки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб кусался зубок,

чтоб смеялся роток!»

 

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!

 

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(или взрослый называет имя ребёнка)

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

 

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей,

будем умываться веселей!

Обучение навыкам самообслуживания не только делает детей болеее самостоятельными. Оно позволяет эффективно решать задачи расширения представлений детей о предметах окружающей действительности, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.